МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ UH-1 IROQUOIS


Многоцелевой вертолет UH-1 Iroquois

В июне 1955 г. Армия США выбрала проект компании Bell Helicopter Company, обозначенный как Bell Model 204. Новый вертолет стал известен в армии под обозначением H-40 (HU-1) и получил имя Iroquois. Первый заказ распространялся на три опытных экземпляра XH-40. Опытный вертолет поднялся в воздух 22 октября 1956 г. и использовался компанией Bell для испытаний и доработок. Непосредственно перед первым полетом были заказаны шесть предсерийных образцов YH-40, и все они были поставлены в августе 1958 г. Запущенные в производство девять окончательных предсерийных вертолетов HU-1A были поставлены 30 июня 1959 г., а за ними поступили в эксплуатацию 74 серийных экземпляра.

Эти машины имели двойное управление и использовались в качестве учебно-тренировочных вертолетов для полетов по приборам. Первое крупное использование вертолетов за океаном состоялось в Корее. Вертолеты HU-1A были среди первых армейских вертолетов США, которые действовали во Вьетнаме. Вертолеты Model 204 показывают свою принадлежность к компании Bell стабилизирующим стержнем, расположенным над несущим винтом под прямым углом к его двум лопастям, а также маленькими рулями высоты, прикрепленными к задней части фюзеляжа. Трубчатое полозковое шасси было идеальным для операций общего назначения. В кабине размещались два члена экипажа и шесть пассажиров или двое носилок. Силовая установка состояла из турбовального двигателя Avco Lycoming T53-L-1A мощностью 522 кВт, и это делало вертолет Model 204 первым летательным аппаратом, оснащенным турбиной – винтокрылого типа или с неподвижным крылом, который был заказан Армией США.

За вертолетами HU-1A поступили в эксплуатацию усовершенствованные вертолеты HU-1B, которых было построено более 700 экземпляров. Ранний серийный вариант имел двигатель Avco Lycoming T53-L-5 мощностью 716 кВт, а поздняя серийная модель получила двигатель T53-L-11 мощностью на валу 820 кВт. Другие усовершенствования вертолета HU-1B включали перепроектированные лопасти несущего винта и увеличенную кабину, способную вместить двух членов экипажа и семь пассажиров или трое носилок.

Осенью 1965 г. вертолет UH-1B был замещен в производстве вертолетом UH-1C, который имел «прикрепленный на шарнирах» винт с широкими лопастями. Этот новый несущий винт обеспечивал небольшое увеличение скорости и повышение маневренности. Несколько вертолетов UH-1A, действовавших во Вьетнаме, были оборудованы ракетным блоком и двумя пулеметами калибра 7,62 мм для ближней поддержки; успех этого вертолета привел к тому, что многие вертолеты UH-1B использовались на тех же ролях, вооруженные, в основном, четырьмя установленными по бокам пулеметами калибра 7,62 мм или двумя симметрично установленными блоками, каждый из которых содержал 24 ракеты.

Другие военные варианты вертолета Model 204 включали вертолет UH-1E для Американского корпуса морской пехоты, оборудованный лебедкой для подъема людей, тормозом несущего винта и электронным оборудованием. Первый вертолет был поставлен 21 февраля 1964г., а с октября 1965г. на серийные машины стал устанавливаться новый несущий винт компании Bell с шарнирной подвеской лопастей; вертолет UH-1F для ВВС США, с турбовальным двигателем General Electric T58-GE-3 мощностью 962 кВт с несущим винтом большего диаметра и способный разместить пилота и 10 пассажиров; аналогичный ему учебно-тренировочный вариант TH-1F; вертолет HH-1K для ВМС США, подобный вертолету UH-1E, но с двигателем T53-L-13 мощностью 1044 кВт; вертолеты TH-1L и UH-1L – соответственно, учебно-тренировочный и общего назначения с двигателем T53-L-13; три вертолета UH-1M, оснащенные оборудованием ночного видения. Вертолет Моdel 204B строился для гражданского использования и военного экспорта.

Он имел 10 посадочных мест, несущий винт большего, чем у UH-1F, диаметра и двигатель T53-L-1 1 . Модели 204B и UH-1 были построены японской компанией Fuji, а в 1967г. эта компания представила вертолет Fuji-Bell 204B-2, который отличался от Модели 204B более мощным двигателем и тянущим хвостовым винтом.

1 мая 1968 г. компаниями Bell Helicopter и Pratt & Whitney Aircraft было достигнуто соглашение о продолжении усовершенствования нового вертолета на базе вертолета Bell Model 205/UH-1H Iroquois. Первый из десяти таких вертолетов поступил в вооруженные силы Канады 6 марта 1968 г. под названием CUH-1H. Его силовой установкой являлся турбовальный двигатель Textron Lycoming T53-L-13 с мощностью на валу 1044 кВт. Однако было решено применить два турбовальных двигателя. Усовершенствования привели к созданию военного вертолета Bell Model 212.

Революционной в техническом отношении была силовая установка вертолета PT6T Twin-Pac канадской компании Пратт & Уитни Эйркрафт Канада (PWAC). Она состояла из двух турбовальных двигателей, установленных рядом и вращавших вал несущего винта через редуктор. Выходная мощность на валу у первых серийных экземпляров вертолета составляла 4,66 кВт/кг, в то время как для усовершенствованного турбовального двигателя Лайкомин T53 она составляла 4,19 кВт/кг. Было и еще одно очень значительное преимущество: при установке двигателя РТ6Т-3 на вертолет Модель 212 выходная мощность во время взлета ограничивалась величиной 962 кВт. В случае неисправности одной из двух турбин, датчики крутящего момента, расположенные в собирающем редукторе, передавали сигнал исправной турбине и она начинала вырабатывать мощность на валу в диапазоне от 764 кВт до 596 кВт, для аварийной или непрерывной работы соответственно.

Поставки для ВВС США военных вертолетов Модель 212 под обозначением UH-1N были осуществлены в 1970 г., а для ВМС и Корпуса морской пехоты в 1971 г. Первый вертолет CUH-1N (CH- 135) был передан вооруженным силам Канады 3 мая 1971 г. У него была цельнометаллическая конструкция фюзеляжа, бесстоечное лыжное шасси, двухлопастный цельнометаллический полужесткий несущий винт и двухлопастный хвостовой винт. Примерно в то же время была разработана 14-местная коммерческая версия Twin Two-Twelve. Она отличалась от военной модели обстановкой кабины и электронным оборудованием. С 30 июня 1971 г. вертолеты этого типа получили разрешение на дозаправку в воздухе, для чего потребовалось новое электронное оборудование, приборная панель и система управления автоматической стабилизации. В июне 1977г. Два-Двенадцать стал первым вертолетом с неубирающимся поплавковым шасси, получившим разрешение на проведение дозаправки в воздухе с одним пилотом. 8 вертолетов Модель 212 в 1979 г. были поставлены Китаю.

Вертолеты модель 212 под названием Agusta-Bell AB.212 производились также в Италии по лицензии компанией Agusta. Первые поставки этих вертолетов были осуществлены в 1971 г. У модификации АВ.212АSW был усилен каркас вертолета, установлены палубные шасси и турбовальный двигатель компании PWAC PT6T-6 Твин-Пак мощностью на валу во время взлета 1398 кВт.

ХАРАКТЕРИСТИКА

UH-1 Iroquois

Год принятия на вооружение 1960
Диаметр главного винта, м 13,41
Диаметр хвостового винта, м 2,59
Длина, м 12,98
Высота, м 3,84
Масса, кг – пустого 2300
Масса, кг – максимальная взлетная 4309
Внутренние топливо, л 916 + опционально 1325
Тип двигателя 1 ГТД Textron Lycoming T53-L-11
Мощность, л.с. 1 х 1115
Максимальная скорость, км/ч 238
Крейсерская скорость, км/ч 204
Практическая дальность, км 615
Дальность действия, км 383
Скороподъемность, м/мин 425
Практический потолок, м 3500
Статический потолок, м 3230
Экипаж, чел 1-2
 

ФОТОГРАФИИ

UH-1 Iroquois

Многоцелевой вертолет UH-1 Iroquois Многоцелевой вертолет UH-1 Iroquois Многоцелевой вертолет UH-1 Iroquois
Многоцелевой вертолет UH-1 Iroquois Многоцелевой вертолет UH-1 Iroquois Многоцелевой вертолет UH-1 Iroquois
Многоцелевой вертолет UH-1 Iroquois Многоцелевой вертолет UH-1 Iroquois Многоцелевой вертолет UH-1 Iroquois
Многоцелевой вертолет UH-1 Iroquois Многоцелевой вертолет UH-1 Iroquois Многоцелевой вертолет UH-1 Iroquois
Многоцелевой вертолет UH-1 Iroquois Многоцелевой вертолет UH-1 Iroquois
 

ВИДЕО

 

 
Читайте также:
Многоцелевой вертолет 206 Ranger
В 1961 г. фирма Bell начала разработку легкого разведывательного и связного вертолета второго поколения по конкурсной программе армии США LOH (Liaison and Observation Helicopter). Вертолеты LOH предназначались для ...
ДАЛЕЕ
Многоцелевой вертолёт Ка-126
Вертолет Ка-126 является дальнейшим развитием вертолета Ка-26 с одним ГТД вместо двух ПД. Проектирование вертолета началось в 1984 г., причем первоначально рассматривался проект вертолета с двумя ГТД в ...
ДАЛЕЕ
Многоцелевой вертолёт SH-3 Sea King
Вертолет Sikorsky HSS-2 был предметом контракта ВМС США, полученного компанией 23 сентября 1957г. Контракт предусматривал создание всепогодного противолодочного вертолета с гидролокационным оборудованием, способного нести до 381 кг наступательного ...
ДАЛЕЕ
Многоцелевой транспортный вертолёт CH-21 Shawnee
СH-21 Shawnee - транспортный вертолет, разработанный американской фирмой Boeing Vertol на базе вертолета Boeing Vertol Model 43 (H-21 Work Horse). Вертолет создан на основе проекта вертолета Piasecki HRP-2 ...
ДАЛЕЕ
Многоцелевой вертолёт UH-60 Black Hawk
Вертолет UH-60 Black Hawk (Sikorsky S-70) - многоцелевой вертолет, предназначался для замены машин Bell UH-1 и должен был перевозить 11 военнослужащих в ночном снаряжении. Опытный экземпляр YUH-60A поднялся в воздух 17 ...
ДАЛЕЕ
Многоцелевой вертолет 206 Ranger
Многоцелевой вертолёт Ка-126
Многоцелевой вертолёт SH-3 Sea
Многоцелевой транспортный вертолёт CH-21
Многоцелевой вертолёт UH-60 Black

вертолеты, многоцелевые, сша

Добавить комментарий


*