АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА АСУ-57


4301

АСУ – артиллерийские самоходные установки – основная огневая мощь десантных войск. Тяжелые военные самолеты принимают на борт подразделения воинов и технику. А через некоторое время над площадкой приземления раскрываются десятки парашютов. На многокупольных – плавно опускаются военные машины, укрепленные на специальных платформах, на однокупольных – десантники. Но вот момент приземления позади. Солдаты расшвартовывают самоходки, экипаж занимает рабочие места, звучит команда: «Заводи!» И уже мчатся навстречу противнику юркие приземистые машины, поддерживая мощным огнем пехоту. Что же представляет собой АСУ-57? Самоходная установка с 57-мм артиллерийским орудием. И это немало, если учесть, что вся масса машины составляет чуть более трех тонн. Такое соотношение массы и калибра – пожалуй, главное, что подтверждает удачность конструктивного решения.

Говоря о боевых возможностях самоходки АСУ-57, отметим высокую скорострельность пушки – от 6 до 10 выстрелов в минуту. Этот показатель во многом зависит от условий боя, степени подготовленности и слаженности экипажа и других факторов. Другая важная характеристика – дальность стрельбы. Для пушки такого класса она при высоте цели 2 м составляет 1250 м (при прямой наводке), а наибольшая – 6000 м (стволу орудия придается некоторый угол возвышения). При ведении боевых действий, и особенно при бое в тылу противника, самоходная установка может встретить самые разнообразные цели. Экипаж должен быть готов поразить их метким огнем. И тут встает вопрос о боеприпасах. В боекомплект пушки входят самые различные снаряды, а точнее, артиллерийские выстрелы унитарного заряжения (снаряд, соединенный с гильзой). Заряжать пушку очень удобно – в один прием, одним движением. Для стрельбы применяются унитарные выстрелы с бронебойно-трассирующим снарядом (масса 6,61 кг), с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом (масса 5,94 кг) и с осколочной гранатой (масса 6,79 кг). В боекомплекте АСУ-57 – 30 выстрелов унитарного заряжения к пушке, 300 патронов к автомату Калашникова, 20 ручных гранат Ф-1 и 20 сигнальных патронов к 26-мм сигнальному пистолету. Какой снаряд назначить для поражения конкретной цели, определяет командир самоходной установки. Эту боевую бронированную гусеничную машину, вооруженную 57-мм пушкой, отличает особая надежность, живучесть, неуязвимость при попадании снарядов.

Гусеничный движитель обеспечивает машине высокую подвижность, проходимость (по хорошей грунтовой дороге – 25 км/ч, по шоссе от 30 до 45 км/ч) и такую важную боевую характеристику, как маневренность. Ведь поле боя не ровная площадка, на пути движения самоходки могут встать различные препятствия; ямы V рытвины, холмы и овраги, заболоченные или заснеженные участки, водные преграды. Например, ров или траншею шириной до 1,4 м, вертикальную стенку высотой до 0,5 м АСУ-57 преодолеет с ходу. Максимальный угол подъема (или спуска) может достигать 30°. И при том самоходка весьма устойчива – не опрокидывается. Так, при движении поперек склона крен может достигать 24°. Но вот через водную преграду АСУ может пройти только вброд: «плавать» она не умеет. Глубина проходимости брода – до 0,7 м. Особенно ценно в машине то, что удельное давление ее на грунт составляет незначительную величину – 0,35 кг/кв.см (давление на грунт взрослого человека). Достигается это за счет широкого трака (204 мм) гусеничного движителя, который позволяет самоходке успешно двигаться по заболоченной местности, сыпучим и заснеженным участкам. Важнейшая характеристика любой военной машины – запас хода. Под этим понимают, максимальное расстояние, которое она пройдет со средней скоростью до полной выработки топлива (до следующей заправки). Для авиадесантной самоходной установки АСУ-57 этот показатель весьма значителен – 250 км. Посмотрим, какими ценными качествами еще обладает артиллерийская установка. Прежде всего отметим совершенство ее компоновки. Конструкторам удалось «плотно» разместить вооружение, экипаж, двигатель и множество различного оборудования в сравнительно небольшом объеме. Корпус АСУ-57 делится перегородкой на две части: носовую и кормовую. Носовая часть – силовое отделение. Здесь размещается двигатель со всеми вспомогательными системами и механизмами. Кормовая – боевое отделение. В нем расположено вооружение с боеприпасами, прицельные приспособления и приборы наблюдения, радиостанция, все рычаги и педали управления. Обращает на себя внимание такая деталь, как двухкамерный дульный тормоз. Он имеет прямое отношение к компоновке машины. При выстреле возникает огромная отдача. Назначение дульного тормоза – «тормозить» ствол. Механизм его действия таков: как только снаряд вылетит из канала ствола, следующие за ним пороховые газы с силой ударяются о стенки окон дульного тормоза и толкают его вместе со стволом вперед. Тем самым частично поглощается энергия отката. А это, в свою очередь, дает возможность сделать противооткатные устройства более компактными. Поэтому в целом и габариты авиадесантной установки АСУ-57 небольшие: длина без пушки – менее 3,5 м, ширина – чуть больше 2 м, высота с тентом – около 1,5 м. А если опустить щиты, что экипажу сделать нетрудно, то АСУ-57 «присядет», станет по пояс взрослому человеку.

Все это придает боевой машине АСУ-57 одно немаловажное качество – она легко маскируется на местности, скрываясь в складках рельефа. Теперь о броне. Вся машина надежно укрыта стальным панцирем. Амбразура пушки для защиты боевого отделения от пуль, осколков и свинцовых брызг имеет броню так называемого сферического типа. Экипаж артиллерийской самоходной установки состоит из командира, механика-водителя и заряжающего. Командир – «кормчий» самоходки и обязан быть, как говорится, мастером на все руки: командовать экипажем, наблюдать за полем боя, обнаруживать цель, наводить пушку и производить выстрел. Он же выполняет обязанности радиста. О связи следует рассказать подробнее. Она обеспечивается приемо-передающей, телефонной, с частотной модуляцией радиостанцией Р-113, размещенной в боевом отделении – перед сиденьем командира. Каковы же ее возможности- Радиостанция рассчитана на работу со штыревой антенной высотой от 1 до 4 м. При хороших условиях слышимости можно «достать» корреспондента, находящегося на удалении до 20 км. Особенно ценно в Р-113 то, что можно устанавливать связь без поиска и подстройки. Конструкторы предусмотрели 96 фиксированных частот, расположенных одна от другой через 25 кГц. Это очень удобно. На любой фиксированной частоте обеспечивается беспоисковое вхождение в связь и бесподстроечное ее ведение. Прием и передача, разумеется, ведутся на общей частоте. Для внутренней связи предусмотрено танковое переговорное устройство типа Р-120 на три абонента. Члены экипажа могут свободно переговариваться между собой. Весь экипаж располагается в боевом отделении АСУ-57: сиденье командира находится спереди у левого борта; механика-водителя – спереди у правого борта; заряжающий сидит позади механика-водителя. Теперь о функциях членов экипажа. Водить самоходку не так просто, как кажется на первый взгляд. Судите сами. Раздается команда: «Короткая!» – это значит механику-водителю надо остановить самоходную установку, чтобы командир смог выстрелить по цели. Продолжительность короткой остановки должна быть не более 4 – 6 с. В этот незначительный отрезок времени выполняется большой объем работы. Услышав команду, механик-водитель уменьшает обороты двигателя, включает низшую передачу, на которой возможно трогание машины в данных условиях, разворачивает ее в направлении цели и останавливает. Но ни в коем случае не выключает передачу! Если пушка не была заряжена, то заряжающий берет снаряд из боеукладки и досылает его в канал ствола. Как только прогремит выстрел, механик-водитель, не дожидаясь какой-либо команды, начинает движение самоходки. Командир, механик-водитель и заряжающий должны действовать согласованно и четко. В целом авиадесантная артиллерийская самоходная установка – надежный помощник «крылатой пехоты» и способна успешно выполнять в современном бою самые различные задачи.

 

ФОТОГРАФИИ

Фотографии САУ АСУ-57

Артиллеристкая самоходная установка АСУ-57Артиллеристкая самоходная установка АСУ-57

 

© KorAx™.
 
Читайте также:
Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка»
Анализируя итоги войны 1973 года на Ближнем Востоке, иностранные военные обозреватели отметили, что за первые три дня боев сирийские ракетчики уничтожили около 100 израильских самолетов. По их мнению, ...
ДАЛЕЕ
Самоходная 152-мм гаубица 2С3 «Акация»
Также как и "Гвоздика" 152-мм САУ "Акация" начала поступать на вооружение Советской Армии в начале 70-х годов. Для самоходной установки было использовано специальное гусеничное шасси. На нем так же создавались ...
ДАЛЕЕ
Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4
Самоходная 152-мм гаубица 2С3

танки

Добавить комментарий


*