СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК H.P 80 VICTOR


vict_01

Работы над тяжелым бомбардировщиком Handley Page Victor начались еще в 1945 году. В феврале 1946 года был готов эскизный проект бомбардировщика, получившего фирменное обозначение H.P. 80. Однако, в связи с пересмотром руководством ВВС тактико-технических требований, в следующем году проект подвергся существенной переработке. Изменения коснулись прежде всего крыла, которому придали серповидную форму. Теория серповидных крыльев была разработана немецкими авиаспециалистами фирм Арадо и Блом и Фосс. Такое крыло давало ряд существенных преимуществ и позволяло в его толстую корневую часть поместить четыре двигателя. В соответствии с расчетами самолет должен был иметь рекордные для своего времени характеристики: крейсерскую скорость полета 925 км/ч, дальность полета с бомбовой нагрузкой в 4,5 т – 5630 км.

Летом 1948 года последовал заказ на постройку двух опытных самолетов. В середине 1952 год фирма получила заказ от Министерства авиации на строительство первой серии из 25 машин Victor B. Mk.1. Это официальное название бомбардировщик получил 2 января 1953 года.

Первый из двух опытных образцов бомбардировщика совершил полет, который продлился 17 минут, 24 декабря 1952 года, а второй – 11 сентября 1954 года. Летом 1953 года, во время коронационных торжеств, самолет впервые показали широкой публике. В том же году машина приняла участие в авиасалоне в Фаранборо.

Начавшиеся испытания очень скоро выявили ряд недостатков машины. Не удалось подтвердить и расчетные характеристики. Началась лихорадочная работа по совершенствованию «Виктора». 5 февраля 1954 года в горизонтальном полете на высоте 13716 м была достигнута скорость М=0.925. Но 14 июля 1954 года при выполнении полета на малой высоте произошла катастрофа первого опытного образца. Это событие замедлило ход работ.

Официальные испытания самолета удалось продолжить только в марте 1955 года. К тому времени конструктора фирмы сумели устранить практически все дефекты и недостатки. 1 февраля следующего года в воздух поднялся первый серийный бомбардировщик. Он несколько отличался от опытных машин. На 1,02 м был удлинен фюзеляж. Увеличилась высота киля. Его конструкция была усилена (из-за разрушения узла крепления киля произошла катастрофа). На самолет установили ТРД фирмы Амстронг-Сиддли «Сапфир» 7 с тягой 4990 кгс. Цена одного серийного бомбардировщика достигла 400000 фунтов стерлингов.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со средерасположенным крылом. Фюзеляж круглого сечения состоит из трех основных частей. В передней расположена гермокабина экипажа и отсек оборудования. Сиденья летчиков снабжены катапультой. Остальные члены экипажа в аварийной ситуации покидали самолет через боковую дверь. В корневой части серповидного крыла расположены четыре ТРД. Хвостовое оперение – Т-образной формы. Основные стойки шасси с четырехколесными тележками убирались в центроплан.

В средней части фюзеляжа расположен отсек вооружения. В нем могла размещаться одна ядерная бомба массой 4540 кг или различное сочетание обычных авиабомб общей массой до 10000 кг.

Victor B Mk1 был вполне удачной машиной и не уступал по характеристикам (кроме дальности полета) лучшим советским и американским стратегическим бомбардировщикам 3М и B-52B. Столь высоких характеристик англичанам удалось достичь благодаря хорошей аэродинамике и мощным двигателям Бристоль «Сапфир» 7 Mk.200. На самолет установили самое современное оборудование. Так, например, навигационно-бомбардировочная система H2S обеспечивала точность выхода на цель в пределах 450 м. Однако, этот самолет не имел оборонительного вооружения, что делало его беззащитным от атак истребителей ПВО.

Первые девять серийных самолетов поступили в1957 году в 232-ю группу подготовки летного состава, где было организовано переучивание пилотов, ранее летавших на других типах бомбардировщиков. В 1958 году на «Викторы» полностью перевооружили первую эскадрилью 3-ей бомбардировочной группы Королевских ВВС. Первоначальный заказ увеличился до 50 единиц. При этом было оговорено, что последние 24 машины должны быть построены в варианте Mk1A. Эти самолеты отличались более совершенным и разнообразным оборудованием РЭП.

К этому времени геополитическая ситуация в мире изменилась. Британской империи больше не существовало. Изменились и задачи для английских стратегических бомбардировщиков, главной целью которых стало нанесение ядерных ударов по городам СССР. Планировалось, что экипажи должны, в случае необходимости, осуществить сброс с больших высот ядерных и термоядерных бомб на объекты, расположенные на Европейской части Советского Союза.

Быстрое возрастание боевых возможностей истребителей-перехватчиков и зенитно-ракетных комплексов советских войск ПВО вынудило английских специалистов искать пути повышения эффективности «Виктора».

Специалисты фирмы разработали программу последовательной модернизации бомбардировщика, предусматривавшую проведение работ в два этапа. На первом этапе планировалось оснастить самолет новыми турбореактивными двигателями «Сапфир» ASSa 9, а на втором – предполагалось разработать более совершенную модификацию машины H. P. 104. Но по ряду причин этот вариант был отвергнут. Было принято компромиссное решение. Так появился вариант – Victor B Mk2. Он должен был стать носителем крылатой ракеты «Блю Стил» Mk1 с дальностью пуска до 320 км, которую с марта 1956 г. разрабатывало отделение систем вооружения фирмы Авро. На вооружение эта ракета поступила в 1960 году. Других путей совершенствования самолета с наименьшими затратами просто и не было.

Ракета подвешивалась в полуутопленном положении в бомбоотсеке. Пуск ее осуществлялся с высоты 15240 м. Через четыре секунды после сброса включался реактивный двигатель и ракета со скоростью М=2,5 устремлялась к цели. Система управления обеспечивала точность стрельбы 92 м, что было лучше точности бомбометания (640 м). В перспективе «Блю Стил» должна была уступить свое место американской баллистической ракете воздушного базирования AGM-87A «Скай Болт». Эта двухступенчатая твердотопливная ракета со стартовой массой 5100 кг должна была иметь дальность полета 1600 км и ядерную головную часть мощностью в 2 Мт. Но в 1962 году американцы по этой ракете работы свернули.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТТХ Victor B.Mk.1 (B.Mk.2)

Год принятия на вооружение1956 (1961)
Размах крыла, м33,5
Длина самолета, м34,5
Высота самолета, м9,2
Площадь крыла, кв.м220
Масса, кг – нормальная взлетная72540 (83240)
Масса, кг – максимальная86260 (-)
Тип двигателя4 ТРД Бристоль Сапфир 7 Mk.200 (4 ТРД Роллс-Ройс Конвэй 17 Mk.201)
Тяга нефорсированная, кгс4 х 5000 (4 х 9240)
Максимальная скорость, км\ч925 (1050)
Практическая дальность, км7000 (8500)
Практический потолок, м15500 (16700)
Экипаж, чел5
 

ФОТОГРАФИИ

Фотографии бомбардировщика H.P 80 Victor

Стратегический бомбардировщик H.P 80 VictorСтратегический бомбардировщик H.P 80 VictorСтратегический бомбардировщик H.P 80 Victor
Стратегический бомбардировщик H.P 80 VictorСтратегический бомбардировщик H.P 80 VictorСтратегический бомбардировщик H.P 80 Victor
Стратегический бомбардировщик H.P 80 VictorСтратегический бомбардировщик H.P 80 VictorСтратегический бомбардировщик H.P 80 Victor
Стратегический бомбардировщик H.P 80 VictorСтратегический бомбардировщик H.P 80 Victor
 
Читайте также:
Стратегический бомбардировщик М-50
В 1956 г., после завершения работ по самолету 3М, мясищевцы приступили к созданию сверхзвукового бомбардировщика, названного М-50. Его назначением также должно было стать нанесение ударов по стратегически важным объектам ...
ДАЛЕЕ
Стратегический бомбардировщик Canberra
В 1944 W.E.W.Petter, главный проектировщик Westland, попросил исследовать возможности турбореактивного бомбардировщика, чтобы заменить штурмовики Hawker Typhoon и Westland Whirlwind. А в 1945 году ВВС потребовали замену de Havilland ...
ДАЛЕЕ
Средний стратегический бомбардировщик FB-111 Aardvark
В конце 1965 года в США было принято решение о постройке 263 самолетов FB-111А на основе истребителя-бомбардировщика F-111А для замены стратегических бомбардировщиков Боинг В-52С, D и F и ...
ДАЛЕЕ
Стратегический бомбардировщик 698 Vulcan
Работы над проектом тяжелого самолета - носителя ядерного оружия на фирме Авро начались в 1947 году под руководством главного конструктора Р.Чедика. Министерство авиации Великобритании поставило целый ряд довольно ...
ДАЛЕЕ
Стратегический бомбардировщик 3М
К концу 40-х годов с появлением ядерного оружия возникла необходимость в средствах его доставки. В. Мясищев, будучи профессором в МАИ, подал в правительство научно-обоснованное предложение о создании стратегического ...
ДАЛЕЕ
Стратегический бомбардировщик М-50
Стратегический бомбардировщик Canberra
Средний стратегический бомбардировщик FB-111
Стратегический бомбардировщик 698 Vulcan
Стратегический бомбардировщик 3М

бомбардировщики, противолодочные, самолеты

Добавить комментарий


*