СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-95


tu95_08

Восьмиместный цельнометаллический свободнонесущий высокоплан с четырьмя ТВД, расположенными в крыльях и трёхстоечным убираемым шасси. Стратегический бомбардировщик.

Создан в ОКБ-156, руководимом А.Н. Туполевым. Прототип Ту-95 совершил первый вылет 12 ноября 1952 г., поднимал экипаж лётчика-испытателя А.Д.Перелёта. Серийное производство Ту-95 началось в 1955 г. на Куйбышевском авиазаводе (в настоящее время – Самарский авиазавод) и продолжается по сей день. Объём выпуска превысил 500 машин.

В начале 50-х годов в ОКБ А. Н. Туполева начались работы по созданию стратегического бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета. В 1952 г. состоялся первый полет нового самолета, получившего обозначение Ту-95. В 1956 г. Ту-95 был принят на вооружение частей дальней авиации. Особенностью новой машины явилось применение стреловидного крыла и главное, впервые в практике мирового самолетостроения для самолетов такого класса, установкой турбовинтовых двигателей. Новые двигатели НК-12М были созданы в ОКБ Н.Д. Кузнецова. ТВД были снабжены дифференциальными редукторами, вращающими два соосных винта в противоположные стороны. Расход топлива новых двигателей составлял всего 0,207 кг/(л.с.*ч). Ресурс нового ТВД оказался в 10 раз больше, чем у любого другого современного двигателя применяемого на бомбардировщиках, в том числе и зарубежных. В ответ на перевооружение американцами своих стратегических бомбардировщиков В-52 «Стратофортрес» крылатыми ракетами ALCM, в СССР в 1981 г. принимается на вооружение новая модификация бомбардировщика – Ту-95МС. Ту-95МС предназначен для поражения крылатыми ракетами важных стационарных объектов днем и ночью в любых метеоусловиях и в любой точке земного шара. В отличии от Ту-95 модернизированная машина имеет новое крыло с более скоростным профилем. Установлен новый стабилизатор, теперь он может автоматически, в зависимости от изменения центровки, связанной с выработкой горючего, менять угол установки. Полностью заменено бортовое радиоэлектронное оборудование. В состав последнего включены две бортовые ЭВМ. Модернизируются бортовые средства РЭБ. Главные изменения касаются ударного вооружения. В бомбоотсеке устанавливается барабанная пусковая установка, снаряженная 6-ю крылатыми ракетами РКВ-15Б с дальностью стрельбы 2500 км. Строительство Ту-95МС было развернуто на Самарском авиазаводе. Базировались Ту-95, помимо СССР, на авиабазах Кубы, Гвинеи, Анголы, Сомали и Вьетнама. Это давало возможность стратегическому командованию СССР эффективно контролировать практически любую точку земного шара. К началу 90-х годов все Ту-95 с зарубежных баз были выведены. Помимо ударных стратегических самолетов на базе Ту-95 были созданы самолеты радиолокационного дозора и наведения АКРЛДН Ту-126, оснащенные радиотехническим комплексом «ЛИАНА». Ту-126 предназначался для обнаружения воздушных целей, начиная со средних высот.

Ту-95 был принят на вооружение в сентябре 1957 г. Различные модификации самолёта состояли на вооружении Дальней авиации и ВМС вплоть до распада СССР. После этого события Ту-95 оказались в распоряжении ВВС России и Украины. В Украине самолёты применения не нашли и находятся в консервации. Ведутся переговоры о передаче их в обмен на запчасти для самолётов фронтовой авиации и вертолётов.

В настоящее время Ту-95МС является основой воздушных стратегических сил России.

МОДИФИКАЦИИ

Ту-95/1 опытный самолет с турбовинтовыми двигателями Кузнецова 2ТВ-2Ф эффективной мощностью 8950 кВт (12000 л.с.); поднялся в воздух в 1952 г.; разбился.

Ту-95/2 опытный самолет с турбовинтовыми двигателями ТВ-12 такой же мощности; поднялся в воздух в 1955 г.

Ту-95М «Bear-А» вариант стратегического бомбардировщика с внутренним бомбовым отсеком для вооружения обычного типа или ядерного оружия свободного падения.

Ту-95У «Bear-А» тренировочный базовый бомбардировщик.

Ту-95К экспериментальный самолет-носитель для самолетов МиГ-19 СМ-20 для испытаний совместно с ракетной системой К-20.

Ту-95К-20 «Bear-B» 1961 г.; с большим плоским носовым радаром, заменившим застекленный носовой конус, и утопленной ракетой класса «воздух-поверхность» (AS-3 «Кенгуру»); вариант Ту-95М-5 с противокорабельной ракетой (AS-6 «Кингфиш»); Ту-95КД со штангой для дозаправки в воздухе.

Ту-95КМ «Bear-C» впервые замечен западными наблюдателями в 1964 г.; схож с «Bear-А».

Ту-95РТ «Bear-D» вариант морского разведчика и самолета электронной разведки; застекленная носовая часть с подбородочным и расположенным в нижней части фюзеляжа обтекателями радиолокационной антенны.

Ту-95МР «Bear-E» вариант морского разведчика, вероятно, переделанный из Ту-95М; установка из семи камер в контейнере в бомбовом отсеке; штанга для дозаправки в воздухе.

Ту-95 К-22 «Bear-G» переделанный из самолетов «Bear-B» и «Bear-C» для оснащения ракетой AS-4 и модернизированным авиационным электронным оборудованием. Ту-95М-55: неидентифицированный ракетоносец; возможно, не был введен в эксплуатацию.

Ту-95МС «Bear-H» платформа с крылатыми ракетами AS-X-15 дальностью 3000 км (1860 миль); Ту-95МС-6 был оснащен шестью ракетами на внутренней барабанной пусковой установке; Ту-95МС-16 был оснащен такой же пусковой установкой и подкрыльными пилонами для двух ракет между фюзеляжем и ближайшими к нему двигателями и еще для трех между расположенными ближе к фюзеляжу и внешними двигателями.

Ту-95МР «Bear-J» новый (или переделанный из самолета Ту-142М) с выступающим вперед штырем на конце киля и подфюзеляжной лебедкой для низкочастотной антенны; предположительно, самолет-ретранслятор типа TACAMO.

Ту-96 не летавшая разработка высокоскоростного бомбардировщика с турбовинтовыми двигателями НК-16.

Ту-119 не летавшая разработка на базе испытательного стенда Ту-95М для атомного двигателя.

Ту-142 «Bear-F» и «F Mod 1″ противолодочный вариант с удлиненным фюзеляжем, авиационным электронным и акустическим оборудованием; застекленная носовая часть и обтекатели радиолокационной антенны как у самолета Ту-95РТ; увеличенный запас топлива.

Ту-142М «Bear-F Mods 2-4″ противолодочные варианты, с удлиненным фюзеляжем, перепроектированной кабиной пилота и опускающейся заправочной штангой; самолет Mod 3 имеет выступающий назад штырь магнитного обнаружителя в концевом сечении киля, более обтекаемую хвостовую часть фюзеляжа; Mod 4 похож на предыдущий, но с обтекателем радиолокационной антенны в наконечнике в центре застекленной носовой части; группа новых мультисенсорных антенн под носовой частью и новыми антеннами дальнего обнаружения под хвостовой частью; экспортировался в Индию.

Ту-142ЛЛ переделанный из самолета «Bear-F Mod 3″ в летающий испытательный стенд.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТТХ Ту-95

Год принятия на вооружение1954
Размах крыльев50,04 м
Длина46,17 м
Высота12,5 м
Площадь крыла283,7 кв.м
Масса, кг – пустого самолета90000
Масса, кг – максимальная взлетная172000
Тип двигателя4 ТВД НК-12
Тяга4 х 12000 л.с.
Максимальная скорость920 км/ч
Дальность полета15400 км
Практический потолок12000 м
Экипаж8 чел
 

ФОТОГРАФИИ

Фотографии стратегического бомбардировщика Ту-95

Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95
Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95
Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95
Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95
Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95
Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95
Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95
Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95
Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95
Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95
Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95
Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95
Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95
Bomber Tu-95 Bear. Стратегический бомбардировщик Ту-95
 
Читайте также:
Стратегический бомбардировщик М-50
В 1956 г., после завершения работ по самолету 3М, мясищевцы приступили к созданию сверхзвукового бомбардировщика, названного М-50. Его назначением также должно было стать нанесение ударов по стратегически важным объектам ...
ДАЛЕЕ
Стратегический бомбардировщик 3М
К концу 40-х годов с появлением ядерного оружия возникла необходимость в средствах его доставки. В. Мясищев, будучи профессором в МАИ, подал в правительство научно-обоснованное предложение о создании стратегического ...
ДАЛЕЕ
Стратегический бомбардировщик Ту-160
Начало работ над новым многорежимным стратегическим авиационным носителем в СССР можно отнести к 1967 году, когда к работам над ним приступили два отечественных авиационных ОКБ: ОКБ П.О. Сухого ...
ДАЛЕЕ
Фронтовой бомбардировщик Ту-98
В середине января 1953 г. отдел технических проектов С.М.Егера приступил к аэродинамической компоновке нового сверхзвукового самолета. 17 мая 1954 г. эти работы были узаконены постановлением Совета Министров СССР, ...
ДАЛЕЕ
Стратегический военно-транспортный самолет C-133 Cargomaster
В начале 1950-х гг. компания Douglas получила от Военно-воздушных сил США контракт на разработку двух новых турбовинтовых транспортных самолетов: Douglas C-132 и C-133. Гигантский C-132 с размахом крыла ...
ДАЛЕЕ
Стратегический бомбардировщик М-50
Стратегический бомбардировщик 3М
Стратегический бомбардировщик Ту-160
Фронтовой бомбардировщик Ту-98
Стратегический военно-транспортный самолет C-133

Добавить комментарий


*