ВЫСОТНЫЙ РАЗВЕДЧИК SR-71A BLACKBIRD


sr71_02

Пожалуй, нет в мировой истории такого самолета, который заслуживал бы столь большого внимания и восхищения, как стратегический разведчик SR-71A. Неординарный по внешнему обличью, сей летательный аппарат напоминает дикого хищника, распластавшегося в энергичном прыжке, будто страшная своим изяществом киплинговская Багира. Эта машина с ее летно-техническими характеристиками и привлекательной наружностью поражает воображение всех и каждого: от высокопрофессиональных специалистов до серых дилетантов. Выкрашенная в нарочито черный цвет, она предстает прекрасной и на земле, и в воздухе. Ее конструкция, устройство и сложение неповторимы. Видит, бог! Об этом создании ума и рук человеческих надобно говорить, как о женщине буйного нрава…

Работы по созданию SR-71A были начаты в конце 50-х годов и проводились под строжайшей секретностью, так как американской разведке стала известна деятельность ОКБ-256 П. В. Цыбина по созданию объектов «PC» и «РСР». Долгое время об SR-71 практически ничего не сообщалось. Даже день первого полета его прототипа, 26 апреля 1962 г., получил известность только в середине 70-х годов. Его проектирование на фирме Локхид началось в 1958 г. после объявления конкурса на лучший стратегический разведчик. Среди участников были фирмы Боинг, Конвер и Норт Америкен. Проект авиаконцерна Локхид был принят к дальнейшим разработкам, и, как говорят, маховик был запущен.

Первые три образца самолета по теме А-11 строились как истребители-перехватчики и получили официальное обозначение YF-12A. В 1965 г. на двух из них были установлены мировые рекорды скорости полета. Серийно выпускался вариант стратегического разведчика SR-71A, первый образец которого был облетан 22 декабря 1964 г. Всего же вместе с учебно-тренировочными модификациями было построено 24 самолета. На разведчике были обновлены многие мировые рекорды скорости и высоты полета. Перелет из Америки в Европу через Атлантический океан, состоявшийся 1 сентября 1964 г., произвел фурор мирового значения. Машина преодолела расстояние 5584 км за 1 ч 55 мин (средняя скорость – 2800 км/ч). Абсолютный мировой рекорд скорости, установленный на этом самолете, – 3715 км/ч (!), видимо, не будет побит в течение многих десятилетий.

Краткие сведения об этом превосходном летательном аппарате приводятся в данном материале, посвященном «РСР» П. В. Цыбина, потому, что вместе с упомянутым выше экспериментальным «Т.188″ английской фирмы Бристол SR-71A сближают с ними аналогичные режимы летной эксплуатации, главное целевое оборудование для ведения аэрофотосъемки на сверхзвуковой скорости, разнесенная схема силовой установки с расположением двух ТРД на удалении от фюзеляжа по размаху крыла и, наконец, примерно один и тот же период времени, когда эти самолеты были задуманы, спроектированы и построены (последовательно!).

Как «РСР» и «Т.188″, SR-71A является среднепланом. Принципиальным отличием от них стала лишь схема его продольной компоновки – «бесхвостка». Крыло SR-71A имело редкую четырехугольную форму (трансформированный ромб) со стреловидной (60 град) передней кромкой и обратностреловидной (-10 град) задней кромкой. Набрано оно было из остроконечных криволинейных профилей относительной толщины 3,2%. Характерной особенностью крыла были передние наплывы. Центральный наплыв распространяются до самой передней точки фюзеляжа, имел ширину 3,85 м и обеспечивал устранение разбалансировки самолета на переходном скоростном режиме, соответствующем числу М=1. Еще четыре наплыва (по бортам обеих гондол ТРД) были затянуты до обечаек воздухозаборников. Они в совокупности с аэродинамической круткой концевых участков крыла способствовали увеличению аэродинамического качества самолета на сверхзвуке и уменьшению скорости полета на взлетно-посадочных режимах. Фюзеляж отличался расплющенными формами, органически переходящими в наплывы крыла, и являлся вместилищем для двухместной кабины экипажа, нескольких групп топливных баков и комплекса бортовых систем, необходимых для доставки к цели оборудования аэрофотосъемки. Органы управления состояли из двух секций руля высоты, которые замыкали заднюю кромку центроплана самолета (между гондолами ТРД), двух элеронов на концах крыла и пары цельноповоротных кидей, заваленных внутрь на 20 град.

Силовая установка состояла из двух «опрямото-ченных» ТРДФ J.58 фирмы Пратт-Уитни с максимальной тягой по 7650 кгс и форсажной тягой по 14740 кгс. Входные устройства двигателей имели традиционные дня тех лет управляемые воздухозаборники с подвижными трехскачковыми конусами, которые вместе с обечайками были несколько скошены внутрь (к оси самолета) для достижения наибольшего поджатия сверхзвукового потока в сочетании с головной ударной волной, инициируемой носовой частью фюзеляжа, и приопущены вниз (на величину крейсерского угла атаки) для обеспечения набегающему потоку наибольшей площади воздухозаборников и наиболее благоприятных условий внешнего сжатия для повышения коэффициента восстановления полного давления перед компрессорами ТРД.

Основные конструкционные материалы самолета – титановые сплавы, обеспечивающие необходимую прочность конструкции при аэродинамическом нагреве на скоростях, соответствующих числу М = 3.

Первая модификация самолета использовалась в основном в интересах ЦРУ США и обозначалась A-12 (A – Article).

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТТХ SR-71A

Год принятия на вооружение1963
Размах крыла, м16,94
Длина самолета, м22,74
Высота самолета, м5,64
Площадь крыла, кв.м.167,22
Масса, кг – пустого самолета27216
Масса, кг – нормальная взлетная65772
Масса, кг – максимальная взлетная77111
Внутренние топливо, кг34184
Тип двигателя2 ТРД Pratt & Whitney JT11D-20B
Тяга нефорсированная, кгс2 х 10430
Тяга форсированная, кгс2 х 14750
Максимальная скорость, км/ч3715
Крейсерская скорость, км/ч3187
Практическая дальность, км4818
Дальность действия, км1946
Продолжительность полета1,3 ч.мин
Практический потолок, м30480
Экипаж, чел2
 

ФОТОГРАФИИ

Фотографии высотного разведчика SR-71A Blackbird

Высотный разведчик SR-71A BlackbirdВысотный разведчик SR-71A BlackbirdВысотный разведчик SR-71A Blackbird
Высотный разведчик SR-71A BlackbirdВысотный разведчик SR-71A BlackbirdВысотный разведчик SR-71A Blackbird
Высотный разведчик SR-71A BlackbirdВысотный разведчик SR-71A BlackbirdВысотный разведчик SR-71A Blackbird
Высотный разведчик SR-71A BlackbirdВысотный разведчик SR-71A BlackbirdВысотный разведчик SR-71A Blackbird
Высотный разведчик SR-71A BlackbirdВысотный разведчик SR-71A Blackbird
 
Читайте также:
Высотный разведчик МиГ-25Р
МиГ-25Р предназначен для оптической, радиотехнической и радиолокационной разведки с больших высот. В ответ на появление в США высотных разведчиков Lokheed U-2 и Martin/General Dynamics RB-57F во второй половине ...
ДАЛЕЕ
Разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ
Предназначен для ведения разведки с больших высот и нанесения бомбовых ударов по стационарным наземным целям. Работы по его созданию начались в 1958 г., когда ОКБ А.И.Микояна приступило к ...
ДАЛЕЕ
Тактический бомбардировщик/разведчик TSR.2
При разработке проекта самолета BAC TSR.2, так же, как и при создании англо-французского Конкорда (Concorde), наблюдалось сильное противодействие, обусловленное политическими мотивами и тем, что огромные производственные издержки сводили ...
ДАЛЕЕ
Дальний самолёт разведчик EC-121 Morning Star
EC-121(RC-121) Morning Star - самолет дальней радиоэлектронной разведки, американской созданный фирмой Lockheed на базе транспортного самолета С-121 Constellation. Самолет нес около 6 тонн электронного оборудования и предназначался для ...
ДАЛЕЕ
Патрульный самолет F.27 Maritime
Самолет F.27 Maritime широко используется береговой охраной и ВВС Нидерландов, Испании, Филиппин, Таиланда и других стран для патрулирования побережья, защиты рыбного хозяйства и поисково-спасательных операций. Он представляет собой вариант ...
ДАЛЕЕ
Высотный разведчик МиГ-25Р
Разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ
Тактический бомбардировщик/разведчик TSR.2
Дальний самолёт разведчик EC-121
Патрульный самолет F.27 Maritime

разведчики, самолеты

Добавить комментарий


*