ДАЛЬНИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31


mig31_11

Двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31 - первый российский боевой самолет четвертого поколения. Созданный 25 лет назад, он и сегодня является самым скоростным и высотным самолетом в мире. До последнего времениМиГ-31 был и единственным в мире серийным истребителем, оснащенный БРЛС с ФАР. Он, а также американский палубный истребитель F-14 являются единственными в мире боевыми самолетами, несущими ракеты класса «В-В» большой дальности.

Работы по созданию дальнего перехватчика нового покаления, предназначенного для замены самолета Ту-128 и способного бороться не только с высотными, но и низковысотными целями, начались ещё в середине 1960-х гг., когда в США был принят на вооружение бомбардировщик средней дальности FB-111, способный прорываться к цели на предельно малой высоте в режиме огибния рельефа местности, а также начались работы над стратегическим многорежимным самолетам AMSA – прообразом самолета B-1. В 1965 г. в ОКБ им. А.Н. Туполева был подготовлен эскизный проект дальнего перехватчика Ту-148 со сверхмощной (диаметр антенны 2 м) РЛС «Смерч-100″ и дальними ракетами Р-100, предназначенной в первую очередь для ПВО районов со слаборазвитой аэродромной структурой, а также для перехвата бомбардировщиков противника на большом удалении от границ страны (например, над Северным Ледовитым океаном).

В ОКБ им. А.И. Микояна с 1965 г. прорабатывались проекты истребителей, способных прийти на смену самолету МиГ-25П. В частности, исследовался проект тяжелого перехватчика Е-155ПА с более мощными двигателями Р15БФ-300 и системой вооружения, включавшую БРЛС «Смерч-100″, а также управляемые ракеты К-100. Предполагалось, что Е-155ПА сможет поражать цели, летящие на высотах от 100 м до 30 км со скоростями до 4000 км/ч. Свой проект тяжелого перехватчика был предложен и ОКБ им. А.С. Яковлева.

Параллельно с разработкой перспективных перехватчиков и предназначенных для них БРЛС с антеннами, имеющими механическое сканирование, коллектив ученых и инженеров под руководством профессора Б.И. Сапсовича приступил к исследованию путей построения ФАР для авиационных систем управления вооружением. Основываясь на этих работах, в 1968 г. НИИ приборостроения приступило к созданию системы управлением «Заслон» с ФАР, предназначенной для оснащения перспективных истребителей-перехватчико. При этом были найдены оригинальные технические решения, созданы высокоэффективные методы проектирования и технологии изготовления, позволившие создать, отработать и организовать пр-во ФАР.

Для оснащения новых дальних перехватчиков с системой «Заслон» в МКБ «Вымпел» в конце 1960-х гг. началась разработка новой ракеты Р-33, снабженной полуактивной РГСН. Особенностью УР являлось использование крыла малого удлинения и складывающихся рулей, что обеспечивало её комфортное размещение на подфюзеляжных нишах самолетов-носителей. Головка наведения Р-33 захватывала цель после пуска, до захвата наведение ракеты осуществлялось посредством инерциальной системы (протяженность полета до перехода на самонаведение должна была составлять 10-20% траектории). В конструкции УР её создатели широко использовали титановые сплавы. Была обеспечена способность поражать цели на дальности до 120 км. Самолеты противника, маневрирующие с перегрузкой 4, уничтожались с вероятностью 0,6-0,8. Стартовая масса ракеты составляла 491 кг (при массе БЧ 55 кг), диапозон высот поражения 50-28000 м, максимальная скорость поражаемой цели – 3700 км/ч.

Во второй половине 1960-х гг. стало очевидно, что полностью удовлетворить требования заказчика могут лишь БРЛС с ФАР. В результате ОКБ им. А.Н. Туполева был предложен проект Ту-148-33 с системой «Заслон» и УР Р-33. Комплекс предназначался для борьбы с ЛА противника, летящими со скоростью до 3500 км/ч на высотах 26-28 км. В число потенциальных целей входили КР различных типов, а также аэробаллистические ракеты типа SRAM.

В 1968 г. был построен натурный макет самолета Ту-148-33, однако в начале 1970-х гг. приоретет был отдан проекту глубокой модернизации истребителя-перехватчика МиГ-25П с системой «Заслон». Рекомендации ЦАГИ по этому самолету были выданы в 1968 г., а в 1972 г. в ОКБ им. А.И. Микояна начались полномасштабные работы по созданию машины. В ТТТ основной акцент заказчик делал на увеличение дальности полета и времени барражирования. Требования к скоростным и высотным характеристикам перехватчика, рассматривавшего как глубокая модернизация МиГ-25П, остались по сравнению с предшественником практически без изменений. Истребитель, получивший обозначение МиГ-25ПМ (Е-155ПМ), должен был иметь рубеж перехвата 700 км при полете с крейсерской скоростью 2500 км/ч (М=2,35) и 1200 км – на дозвуковой скорости.

В связи с тем что перед МиГ-25МП ставились задачи поражения не только высотных, но и низколетящих целей с возможностью одновременной атаки нескольких самолетов (или КР) противника, а также ведение полуавтономных групповых действий, самолет предстояло оснастить принципиально новой системой вооружения. Предпологалось, что автоматизированная система обмена информацией между самолетами группы позволит контролировать значительные пространства Севера и Дальнего Востока с неполным радиолокационным полем. Состав экипажа увеличили до двух человек, введя штурмана-оператора.

В группу сотрудников генерального конструктора Р.А. Белякова, ответственных за выполнение программы создания нового истребителя-перехватчика, входили Г.Е. Лозино-Лозинский, В.А. Архипов, К.К. Васильченко и А.А. Белосвет.

Самолет (впервые применительно к истребителям советских ВВС) было решено оснастить двухконтурными форсированными турбореактивными двигателями Д-30Ф, разработанными под руководством П.А. Соловьева. Было применено тележечное шасси принципиально новой конструкции, обеспечивающее возможность эксплуатации истребителя с аэродромов 2 класса. Значительные изменения претерпела конструкция планера.

Постройка первого опытного истребителя – Е-155МП-831 – завершилась весной 1975 г., а 16 сентября летчик-истребитель А.В. Федотов совершил на нем первый полет. На следующий год на летные испытания вышла вторая опытная машина, а летом 1977 г. на авиазаводе в Горьком были изготовлены два самолета первой установочной партии. После окончания первого этапа государственных испытаний, в 1979 г., был развернут серийный выпуск перехватчиков, получивших новое обозначение - МиГ-31. По результатам летных испытаний в конструкцию самолета был внесен ряд существенных изменений: на передней кромке крыла по всему размаху установили четырехсекционные отклоняемые носки, для обеспечения полета на больших сверхзвуковых скоростях конструкцию крыла усилили третьим лонжероном; полностью было изменено расположение аэродинамических тормозов, которые вынесли из зоны каналов воздухозаборников.

Первые полеты истребителя МиГ-31 с установленной ФАР Б1.01 состоялись в 1976 г. 15 февраля 1978 г. впервые был выполнен полет с обнаружением и сопровождением 10 воздушных целей.

Программа госиспытаний была полностью завершена осенью 1980 г., когда впервые серийные самолеты уже начали поступать в строевые части авиаций войск ПВО. Самолет МиГ-31 с СУВ «Заслон» официально был принят на вооружение авиации ПВО в 1981 г. (УР Р-33 приняли на вооружение в 1980 г.). В строевых частях МиГ-31 начали заменять в первую очередь дальние перехватчики Ту-128 (перевооружение полностью завершилось к концу 1980-х гг.).

С конца 1990 г. начался серийный выпуск модернизированного самолета МиГ-31Б с ТРДДФ Д-30Ф-6, убираемым топливоприемником системы дозаправки в полете, доработанной системой управления вооружением (обеспечено применение усовершенствованных ракет Р-33С) и модернизированным оборудованием (истребитель получил приемник радиотехнической системы дальней радионавигации А-723 и усовершенствованные ср-ва РЭБ).

Появление модификаций МиГ-31Б и БС было в значительной степени обусловлено утечкой секретной информации о МиГ-31на Запад: в 1985 г. в Москве был арестован агент иностранной разведки А. Толкачев, который, как установило следствие, передал «потенциальному противнику» ценные сведения о характеристиках оборудования перехватчика.

В начале 1990-х гг. из-за нехватки средств у МО России закупки истребителей МиГ-31 были прекращены. Построено более 500 перехватчиков, более 350 из которых в настоящее время находятся на вооружении ВВС России. Несколько десятковМиГ-31 имеется также в ВВС Казахстана.

С 1984 г. ОКБ им. А.И. Микояна вело работы по глубокой модернизации перехватчика МиГ-31. Самолет МиГ-31М оснащен усовершенствованными, более мощными двигателями Д-30Ф-6М и новой СУО «Заслон-М» с ФАР диаметром 1,4 м (ось радиопрозрачного обтекателя БРЛС наклонена вниз на 3 град. 30 мин.). Радиолокационный комплекс имеет увеличенную дальность обнаружения воздушных целей, обладает способностью одновременно сопровождать до 24 целей и наводить ракеты на 6 из них. Вооружение МиГ-31М – шесть УР большой дальности Р-33С и Р-37, комфортно подвешиваемых под фюзеляжем по две в три ряда, а также четыре ракеты средней дальности типа РВВ-АЕ под крылом. Пушечная установка упразднена. Увеличен размер гаргота, в котором размещено дополнительно 300 л топлива, козырек фонаря кабины летчика приобрел беспереплетное остекление, уменьшена площадь остекления кабины оператора, увеличена площадь крыльевых корневых наплывов. Вместо убирающегося теплопеленгатора на самолете установлен оптико-локационный комплекс с ИК и лазерным каналами (его оптическая головка размещена перед козырьком кабины летчика). Система индивидуальной защиты и РЭП объединены в бортовой комплекс обороны. Максимальная взлетная масса МиГ-31 возросла, скоростные и высотные характеристики практически не изменились.

Первый полет опытного истребителя-перехватчика МиГ-31М состоялся 21 декабря 1985 г. (экипаж – летчик-испытатель Б.А. Орлов и штурман-испытатель Л.С. Попов). Построено шесть опытных самолетов. В апреле 1994 г. Президент России направил поздравительную телеграмму создателям самолета МиГ-31М и его системы вооружения в связи с успешным проведением первых в мире испытаний по поражению воздушной цели на дальности свыше 300 км.

В 1997 г. был предложен экспортный вариант МиГ-31, получивший обозначение МиГ-31Э (самолет имеет упрощенный состав БРЭО).

В условиях резкого снижения государственного финансирования, когда массовые закупки новых самолетов МиГ-31М стали практически невозможными, в 1997 г. начались работы по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31Б в многоцелевой самолет МиГ-31БМ, имеющий значительно увеличенные боевые возможности. Машину оснастили СУО, модернизированной с использованием технического задела, полученного в ходе работы по созданию СУО «Заслон-М». Дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения – до 280 км. Бортовой радиолокационный комплекс способен одновременно сопровождать до 10 целей и обеспечивать применение оружия по шести из них. Он приобрел способность действовать и по наземным целям.

Бортовая мультиплексная система снабжена цифровыми данными и соответствует международному стандарту MIL-STD-1553B.

Для модернизированного МиГ-31 разработана принципиально новая компоновка кабин летчика и штурмана-оператора. Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у летчика МиГ-31 информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине, с правой стороны приборной доски установлен жидкокристалический МФИ форматом 6х8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой в ряд расположено три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, «картинки» ТВ датчиков управляемых средств поражения и т.п.). Самолет получил также ИЛС, заменивший прежний ППИ.

Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31, в значительной степени унифицирован с новым новым навигационным комплексом, разрабатываемым для истребителя МиГ-29СМТ (в его состав входит приемник спутниковой навигации).

В результате модернизации боевая эффективность самолета при действии по воздушным целям по сравнению с МиГ-31возросла в несколько раз, улучшены другие характеристики комплекса.

Самолет получил вооружение, аналогичное использованному на перехватчике МиГ-31М, а также управляемые ср-ва поражения класса «В-П».

Предполагается, что в вариант МиГ-31БМ будет доработан весь парк самолетов МиГ-31 ВВС России. На экспортном варианте этого истребителя – МиГ-31ФЭ – могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного пр-ва.

Особенности конструкции МиГ-31

Перехватчик МиГ-31 способен бороться с воздушными целями в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в сплошном и дискретном поле команд управления и наведения, вне зависимости от использования целью оборонительного маневрирования и помехового противодействия. Реализована возможность борьбы с самолетами и КР противника при массированных налетах. Возможен сверхзвуковой рубеж перехвата воздушных целей при посадке на аэродроме вылета.

Компоновочная схема самолета МиГ-31 близка схеме истребителя МиГ-25. МиГ-31 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением. Планер на 50% изготовлен из нержавеющей стали, на 16% из титана, на 33% из алюминиевых сплавов, 1% приходится на другие конструкционные материалы.

Экипаж – летчик и оператор системы вооружения – размещаются в двухместной кабине на катапультных креслах К-36ДМ. Фонарь кабины МиГ-31 имеет две откидывающиеся вверх-назад створки. На модернизированных самолетах слева перед кабиной размещена убираемая Г-образная топливозаправочная штанга. На нижней поверхности фюзеляжа перед нишами основных опор шасси имеются тормозные щитки, выполняющие одновременно функции створок шасси.

Трехлонжеронное крыло имеет угол стреловидности по передней кромке, равный 41°. На верхней поверхности каждой консоли крыла установлен аэродинамический гребень. Имеются щелевые закрылки, элероны и четырехсекционные отклоняемые носки.

Консоли цельноповоротного горизонтального оперения могут отклоняться как синхронно (для управления по тангажу), так и дифференциально (для управления по крену).

Двухкилевое вертикальное оперение, установленное с углом развала 8°, оснащено рулями направления. Под хвостовой частью фюзеляжа с развалом в 12° расположены аэродинамические гребни.

Система управления самолетом МиГ-31 - механическая.

Основные опоры шасси самолета оснащены тележкой с двумя колесами размерами 950х300 мм. Заднее колесо расположено со сдвигом во внешнюю сторону относительно переднего. Передняя опора шасси снабжена двумя колесами (660х200).

Силовая установка МиГ-31

Силовая установка МиГ-31 включает в себя два ТРДДФ Д-30Ф-6 (2х9500/15500 кгс) со смешением потоков наружного и внутреннего контуров за турбиной, с форсажной камерой и регулируемым всережимным соплом створчатой конструкции. Воздухозаборники двигателей – боковые, прямоугольного сечения, регулируемые посредством подвижных горизонтальных панелей.

Внутренний запас топлива, размещаемого в семи фюзеляжных, четырех крыльевых и двух килевых баках, – 16350 кг. На внешние подкрыльевые узлы могут дополнительно подвешиваться два ПТБ по 2500 л. Заправка централизованная.

Самолет МиГ-31 более позднего выпуска, а также МиГ-31Б(БС) оснащаются убирающейся Г-образной штангой-топливоприемником системы дозаправки в полете.

БРЭО МиГ-31

Основу СУО самолета составляет РЛС с ФАР РП-31 Н007 «Заслон», имеющая дальность обнаружения воздушных целей типа «истребитель» (ЭПР порядка 5 кв.м.) до 180 км (дальность автоматического сопровождения – 120 км). На модернизированном самолете МиГ-31ДМ максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320. Зона одновременного сопровождения и обстрела целей составляет ±70° по азимуту и +70…-60° по углу места. 10 целей принимаются на автоматическое сопровождение. Бортовой вычеслитель «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводится четыре ракеты «В-В» большой дальности Р-33 (Р-33С). На МиГ-31БМ одновременный пуск ракет Р-33С и Р-37 (последние – на дальность до 280 км) возможен по шести целям.

Дополнительным ср-вом обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, размещенный под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения – до 50 км, горизонтальный сектор обзора ±60°, вертикальный +6/-13°). В полетном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем – выпускается в поток. Он сопряжен с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пр-ва, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГСН.

Группа и четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пр-во протяжонностью по фронту 800-900 км.

Пилотажно-навигационное оборудование самолета МиГ-31 включает САУ САУ-155МП и навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Маневр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2″. Дальняя радионавигация осуществляется посредством двух систем: «Тропик» (аналогично системе «Лоран») и «Маршрут» (аналог системы «Омега»).

Самолет МиГ-31 оснащен ср-вами РЭБ радиолокационного и ИК-диапазонов.

Перехватчик МиГ-31 выполняет боевые задачи во взаимодействии с наземной автоматизированной цифровой системой управления, работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий (координатная поддержка), одиночного, а также в составе группы из четырёх самолетов с автоматическим внутригрупповым обменом информации. Цифровая помехозащищенная система связи АПД-518 обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырез перехватчико, удаленных один от другого на расстоянии до 200 км, и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО (МиГ-29Су-27; в этом случае самолет МиГ-31 выполняет роль пункта наведения). Целераспределение, а также назначение целей на атаку осуществляется ведущим группы по информации, отображаемой на индикаторе тактической обстановки с последующей автоматической передачей на борт ведомых перехватчиков.

В состав радиосвязного оборудования входят радиостанция Р-844 и Р-862.

Вооружение МиГ-31

Вооружение состоит из ракет «воздух-воздух» и встроенной пушечной установки. Основным вариантом вооружения самолета являются четыре ракеты Р-33 с максимальной дальностью 110 км, Р-33С или Р-73, размещаемые комфортно парами одна за другой под фюзеляжем на АКУ. Под крылом возможна подвеска ракет класса «В-В» средней дальности РВВ-АЕ(МиГ-31М и МиГ-31БМ, до четырех едениц), Р-40ТД (две) или четырех УР малой дальности Р-60М с ТГСН.

Модернизированные варианты самолета могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или Х-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР Х-31А (до шести), ракетами класса «В-П» Х-59 и Х-29Т (до трёх) или Х-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

Пушечная установка с шестиствольной пушкой ГШ-6-23М (23 мм) с боекомплектом 260 патронов размещена в обтекателе на правом борту фюзеляжа.

Размеры МиГ-31

Размах крыла 13,46 м; длина самолета 22,69 м; высота самолета 6,15 м; площадь крыла 61,60 кв.м.

Массы, кг

пустого самолета 21820, нормальная взлетная 36800, максимальная взлетная без ПТБ 41000, с двумя ПТБ – 45500, топлива во внутренних баках 15500, максимальная боевая нагрузка 3000 (МиГ-31 и МиГ-31Б).

ЛТХ МиГ-31

Максимальная скорость 3000 км/ч (М=2,83); максимальная скорость на малой высоте 1500 км/ч; крейсерское число М=2,35; практический потолок 20600 м; практическая дальность полета с ПТБ 3020 км; перегоночная дальность с ПТБ без вооружения 3300 км; максимальная продолжительность полета: без дозаправки в воздухе 6-7 часов; длина разбега 1200 м; длина пробега 800 м; максимальная эксплуатационная перегрузка 5,0.

 

ФОТОГРАФИИ

МиГ-31

Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31
Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31
Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31
Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31
Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31
Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31
Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31
Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31
Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 Fighter MiG-31. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31
 
Читайте также:
Истребитель-перехватчик МиГ-31М
Работы по глубокой модернизации перехватчика МиГ-31, начатые в 1984, привели к созданию МиГ-31М ("Improved Foxhound"). Первый полет опытного истребителя-перехватчика состоялся 21 декабря 1985 (экипаж - летчик-испытатель Б.А.Орлов и ...
ДАЛЕЕ
Истребитель-перехватчик Ла-250 «Анаконда»
Ла-250 - оригинальный и редкий для своего времени по назначению сверхзвуковой истребитель-ракетоносец, один из первых в этом классе, крупный самолет с чисто треугольным крылом и той же формы ...
ДАЛЕЕ
Многоцелевой истребитель-перехватчик МиГ-31Б
Первый опыт эксплуатации МиГ-31 показал, что самолет имеет недостаточную дальность. Например, перехватчики, базировавшиеся в Мончегорске близ Мурманска, должны были сопровождать в заданиях морские разведывательные и противолодочные самолеты, а ...
ДАЛЕЕ
Многоцелевой истребитель МиГ-31Ф/ФЭ
Дальний перехватчик МиГ-31 послужил основой для множества модификаций. В 1995 г. на 41-м международном авиасалоне в Ле Бурже АНПК "МИГ" представило проект еще одной модификации МиГ-31 - многоцелевого ...
ДАЛЕЕ
Дальний самолёт разведчик EC-121 Morning Star
EC-121(RC-121) Morning Star - самолет дальней радиоэлектронной разведки, американской созданный фирмой Lockheed на базе транспортного самолета С-121 Constellation. Самолет нес около 6 тонн электронного оборудования и предназначался для ...
ДАЛЕЕ
Истребитель-перехватчик МиГ-31М
Истребитель-перехватчик Ла-250 «Анаконда»
Многоцелевой истребитель-перехватчик МиГ-31Б
Многоцелевой истребитель МиГ-31Ф/ФЭ
Дальний самолёт разведчик EC-121

Добавить комментарий


*