ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК F-111 AARDVARK


f111_01

F-111 — первый в мире серийный боевой самолет с крылом изменяемой стреловидности, двухконтурными турбореактивными двигателями и автоматической системой следования рельефу местности. Начало его истории относится к 27 марта 1958 г., когда ВВС США выпустили требования к всепогодному истребителю вертикального/короткого взлета и посадки с максимальной скоростью, более чем в два раза превышавшей скорость звука. Через год, поняв нереальность задачи, ВВС изменили некоторые ТТТ, в частности, речь уже шла только об укороченных взлете и посадке. Но было включено новое сложное требование: достичь маловысотного полета. Самолет предназначался для атак наземных целей с применением обычного и ядерного оружия. Он был назван «истребителем», но фактически представлял собой истребитель-бомбардировщик, предназначенный прежде всего для изоляции района боевых действий и замены в этой роли самолетов Republic F-105.

Противоречивые требования к самолету могли быть удовлетворены только применением крыла изменяемой стреловидности (КИС). В полностью развернутом положении КИС уменьшает скорости взлета и посадки, сокращает длину разбега и пробега. При максимальном угле стреловидности позволяет совершить скоростной бросок у земли или развить максимальную скорость на большой высоте. В промежуточных положениях КИС обеспечивает быстрый разгон, большую дальность полета по маршруту и длительное барражирование в зоне. Таким образом обеспечивается многорежимность самолета.

Первый серийный F-111A совершил полет 12 февраля 1967 года. ВВС и ВМС США предусматривали закупку 1350 самолетов F-111A и 350 — F-111B, работы по которому вскоре и вовсе прекратились из-за его чрезмерной взлетной массы. Да и объем производства F-111A был значительно уменьшен в связи с возникшими техническими проблемами. Всего в 1964—1976 гг. было построено лишь 562 самолета различных модификаций.

Вариант F-111F — единственный F-111 с системой «Пейв Тэк». 82 самолета F-111F проходят дальнейшую модификацию по программе «Пейсер Страйк», которая началась в 1989 г. Оборудование самолетов EF-111A планируется модернизировать до 2003 г.

Система управления полетом (СУП) необратимая бустерная с самонастраивающейся системой повышения устойчивости по трем осям с трехкратным резервированием. Гидравлика состоит из двух автономных систем с двумя гидронасосами на каждом двигателе. На F-111A установлена аналоговая прицельно-навигационная система Mk. 1.

В американских ВВС самолет EF-111A — один из основных авиационных средств радиоэлектронного подавления объектов ПВО.

В военных действиях F-111 применялся, в основном, в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Так, в операции «Комбат Лансер» он действовал полностью автономно, как это и предусматривалось разработанной для него тактикой. Даже перелет в Таиланд осуществлялся с использованием только бортовой инерциальной навигационной системы и без дозаправки топливом, хотя и с промежуточными посадками — для тактического самолета в то время это было крупным достижением.

В боевых вылетах сохранялся режим радиомолчания, поэтому точные причины гибели двух первых самолетов так и остались неизвестными.

Второй раз самолеты F-111A были развернуты на базе Тахли в последние месяцы войны во Вьетнаме — в сентябре

1972 — феврале 1973 г. Было выполнено более 4000 вылетов и потеряно шесть из 52 участвовавших самолетов. F-111A продемонстрировал высокую надежность в полевых условиях: коэффициент отмены вылетов был всего 0,85°), каждый экипаж совершил по 45—53 вылета. Коренное отличие самолета F-111 — способность следовать рельефу местности и точно выходить на цель — позволяло «вслепую», с первого захода «класть» прямо на цель обычные некорректируемые боеприпасы. Обычно F-111A нес 12-16 бомб или разовых бомбовых кассет калибром 227 и 340 кг, а изредка и 907 кг. Более 98% всех вылетов проходило на малой высоте, на режиме следования рельефу местности. Американские летчики называли такой полет «лыжными гонками».

15 апреля 1986 г. в налете (под кодовым названием «Эльдорадо Каньон») на резиденцию ливийского лидера М. Каддафи в Триполи принимали участие 13 самолетов F-111F и три EF-111A, базировавшихся в Англии и Лейкенхите. Один из самолетов был потерян. F-111 широко применялся в январе— феврале 1991 г. во время операции «Буря в пустыни» для нанесения ударов по иракским стратегическим и тактическим целям.

МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТА

F-111A первый серийный вариант, двухместный тактический истребитель-бомбардировщик, оснащенный двумя турбовентиляторными двигателями Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) TF30-P-3 тягой 8391 кг (18500 фунтов); было построено 158 самолетов, восемнадцать из них являлись предсерийными и опытными; первый серийный экземпляр совершил свой первый полет в июне 1967 г.

ЕF-111A Raven тактический вариант для радиоэлектронной борьбы (ЕСМ); производился компанией Грумман на основе самолетов F-111A.

FB-111A двухместный бомбардировщик для Стратегического авиационного Командования ВВС США (USAF Strategic Air Command) с увеличенным на 2,13 м размахом крыла, усиленным шасси, увеличенным запасом топлива и двигателями TF-30-P-7 тягой 9185 кг . В конце 1965 года в США было принято решение о постройке 263 самолетов FB-111А на основе истребителя-бомбардировщика F-111A для замены стратегических бомбардировщиков Боинг В-52С, D и F и Конвэр В-58А. Емкость топливных баков составляет 21243 л (с учетом баков в бомбоотсеке). На внешних узлах могут быть подвешены до четырех сбрасываемых баков по 2270 л. Используется навигационно-бомбардировочная система Mk.2B. Построено 76 машин.

RF-111A разведывательный вариант самолета F-111A, оснащенный съемным сенсорным элементом; успешно прошел испытания, но не поступил в производство.

YF-111A переобозначение двух почти построенных самолетов F-111K для ВВС Великобритании (RAF) после отмены заказа; они были завершены и отправлены в ВВС США для исследования, развития, программы испытаний и оценки.

F-111B палубный самолет воздушного прикрытия кораблей ВМС США; было построено семь машин до того, как их разработка и производство были прекращены.

F-111C обозначение 24 ударных самолетов, заказанных в 1963 г. ВВС Австралии; этот самолет имел увеличенный, как и у FB-111A, размах крыла, усиленное шасси и двигатели TF30-P-3.

F-111D похожий на модель F-111E, но оснащенный двигателями TF30-P-9 тягой 8890 кг (19600 фунтов), современным авиационным электронным оборудованием для увеличения возможностей использования вооружений класса «воздух-воздух» и аэронавигации; построено 96 самолетов.

RF-111D обозначение, данное разведывательному самолету; не производился из-за отсутствия средств.

F-111Е вытеснил самолет F-111A из производства после 160-го самолета; имеет модифицированные воздухозаборники двигателей TF30-P-3; построено 94 машины.

F-111F имел усовершенствованное авиационное электронное оборудование, включая комбинацию навигационной и цифровой компьютерной систем самолетов F-111D и FB-111A, усовершенствованную конструкцию крыла и шасси и намного более мощные двигатели TF30-P-100; построено 106 самолетов.

F-111G обозначение, данное самолетам FB-111A, переделанным для выполнения тактических задач.

FВ-111Н предполагавшийся бомбардировщик вторжения с ручным управлением, оснащенный двумя турбовентиляторными двигателями Дженерал Электрик (General Electric) F101-GE-100 тягой 13608 кг, более современным авиационным электронным оборудованием и увеличенным запасом вооружения; серийно не производился.

F-111K обозначение 50 самолетов, заказанных ВВС Великобритании; заказ аннулирован в 1968 г.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТТХ F-111

Год принятия на вооружение1965
Размах крыла, м – максимальная19,2
Размах крыла, м – минимальная9,74
Длина самолета, м22,4
Высота самолета, м5,22
Площадь крыла, кв.м48,77 / 61,07
Масса, кг – пустого самолета21400
Масса, кг – максимальная взлетная14738
ПТБ, лдо 6 х 2270
Тип двигателя2 ТРДДФ Пратт-Уитни TF30-P-100
Тяга, кгс2 х 11385
Максимальная скорость, км/ч2655 км/ч
Практический потолок, м18290
Практическая дальность, км4710
Боевой радиус действия, км1000
Длина разбега, м950
Длина пробега, м915
Экипаж, чел2
 

ФОТОГРАФИИ

Фотографии фронтового штурмовика F-111 Aardvark

Фронтовой бомбардировщик F-111 AardvarkФронтовой бомбардировщик F-111 AardvarkФронтовой бомбардировщик F-111 Aardvark
Фронтовой бомбардировщик F-111 AardvarkФронтовой бомбардировщик F-111 AardvarkФронтовой бомбардировщик F-111 Aardvark
Фронтовой бомбардировщик F-111 AardvarkФронтовой бомбардировщик F-111 AardvarkФронтовой бомбардировщик F-111 Aardvark
Фронтовой бомбардировщик F-111 AardvarkФронтовой бомбардировщик F-111 AardvarkФронтовой бомбардировщик F-111 Aardvark
Фронтовой бомбардировщик F-111 AardvarkФронтовой бомбардировщик F-111 AardvarkФронтовой бомбардировщик F-111 Aardvark
Фронтовой бомбардировщик F-111 AardvarkФронтовой бомбардировщик F-111 AardvarkФронтовой бомбардировщик F-111 Aardvark
Фронтовой бомбардировщик F-111 AardvarkФронтовой бомбардировщик F-111 AardvarkФронтовой бомбардировщик F-111 Aardvark
Фронтовой бомбардировщик F-111 AardvarkФронтовой бомбардировщик F-111 AardvarkФронтовой бомбардировщик F-111 Aardvark
 
Читайте также:
Фронтовой истребитель/истребитель-перехватчик МиГ-17ПФ/ПФУ
Внешне схожий с МиГ-15, истребитель МиГ-17 в действительности представлял собой совершенно другой самолет. Западные аналитики полагают, что эту модель спешно разработали после Корейской войны, наглядно выявившей недостатки МиГ-15 ...
ДАЛЕЕ
Фронтовой истребитель МиГ-21-93
Модернизированный самолет МиГ-21-93 создан АНПК МиГ им. А. И. Микояна совместно с Нижегородским государственным авиастроительным заводом "Сокол". Самолет является модернизацией ранее выпущенных истребителей МиГ-21МФ или МиГ-21бис. Оснащен новым ...
ДАЛЕЕ
Фронтовой истребитель / истребитель-перехватчик МиГ-19
МиГ-19 - первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным крылом большого удлинения и стреловидности. Фюзеляж круглого в носовой и овального в ...
ДАЛЕЕ
Фронтовой истребитель МиГ-23
История создания самолета МиГ-23 берет начало в первой половине 60-х годов, когда ОКБ А.И.Микояна приступило к разработке истребителя для замены МиГ-21 . Для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета на новом ...
ДАЛЕЕ
Фронтовой истребитель МиГ-17
МиГ-17 - один из самых распространенных истребителей в мире. Результат дальнейшей модернизации общепризнанной модели МиГ-15. Представляет собой среднеплан нормальной схемы со стреловидным крылом и оперением и одним двигателем ...
ДАЛЕЕ
Фронтовой истребитель/истребитель-перехватчик МиГ-17ПФ/ПФУ
Фронтовой истребитель МиГ-21-93
Фронтовой истребитель / истребитель-перехватчик
Фронтовой истребитель МиГ-23
Фронтовой истребитель МиГ-17

истребители, самолеты

Добавить комментарий


*