СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СРЕДНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК B-47 STRATOJET


b47_01

К началу 1944 г. четыре американские компании были вовлечены в проектирование бомбардировщика/разведывательного самолета с газотурбинными двигателями. Первоначальное предложение фирмы Боинг (Model 424) не вызвало какого-либо интереса. Второй проект (Model 432) был представлен в конце 1944 г. и имел двигатели, спрятанные в центре фюзеляжа, и прямое крыло, аналогичное крылу самолета Модель 424. Во время работы на следующем этапе, компания Боинг изучила данные немецких аэродинамических исследований. Германские достижения в применении стреловидного крыла привели к заимствованию компанией Боинг крыла прямой стреловидности для очередного проектного предложения Модель 448 с шестью двигателями внутри фюзеляжа. Однако такую компоновку силовой установки отвергли ВВС США, которые считали, что подобное расположение двигателей будет создавать проблемы по их обслуживанию и обеспечению безопасности. Как результат этого, в четвертом проектном предложении Модель 450, сохранившим стреловидное крыло, шесть двигателей были установлены под крылом.

Макет компании Боинг был построен в этой конфигурации, и официальная инспекция весной 1946 г. привела к заключению контракта на два опытных образца ХB-47 (Модель 450-3-3). Они несколько отличались от макета, изменения в основном содержали увеличенный размах крыла и модифицированное шасси. Первый из двух опытных самолетов поднялся в воздух 17 декабря 1947 г. Самолет XB-47 имел крыло большого удлинения с ламинарным обтеканием, установленным по схеме высокоплан (крыло было таким тонким, что не могло содержать топливную емкость). Эта тонкая конструкция также означала, что крыло было очень гибким, его концы прогибались на 1,52 м (5 футов) вверх и вниз от исходного положения. Конструкция крыла обусловила и необычную конструкцию шасси, для которого на крыле не было пространства. Взамен этого использовались убирающиеся две двухколесные стойки шасси (велосипедного типа), установленные по оси тонкого длинного фюзеляжа, а устойчивость при движении по земле обеспечивали маленькие консольные колеса, убирающиеся внутрь гондол двигателей. На ранней стадии проектирования было понятно, что полноразмерное главное шасси сделает невозможным отрыв переднего колеса при нормальном взлете, и, как результат, высота двух главных стоек шасси была изменена так, чтобы самолет стоял на взлете в позиции, в которой он должен находиться при отрыве от земли, когда достигнута соответствующая скорость. Каждая консоль крыла также несла по три двигателя в гондолах; два спаренных вблизи борта и третий на небольшом расстоянии от концов крыла; на опытных самолетах были установлены двигатели Дженерал Электрик (General Electric) J35 тягой 1701 кг (3750 фунтов).

Фюзеляж обеспечивал размещение экипажа из трех человек: пилота, второго пилота/стрелка и штурмана/оператора бомбометания; он имел также большой бомбовый отсек для размещения больших и тяжелых термоядерных бомб той эпохи, но мог быть модифицирован для доставки 9979 кг (22000 фунтов) обычных бомб; позволял устанавливать взлетные ускорители JATO (jet-assisted take-off); и был оснащен дистанционно управляемым оборонительным вооружением в хвосте. Оценка самолетов ХB-47 выразилась в контракте на 10 машин варианта B-47A (Модель 450-10-9) от ВВС США; самолеты предназначались для широкомасштабных летных испытаний и ознакомления. В целом подобные опытному экземпляру, самолеты B-47A отличались наличием более мощных турбореактивных двигателей J47-GE-11 тягой 2359 кг (5200 фунтов) и широко использовались для поиска наилучших вариантов хвостового вооружения и системы управления огнем. Первая из этих машин поднялась в воздух 25 июня 1950г., в день, когда началась война в Корее.

Первым настоящим серийным вариантом (всего построено 399 экземпляров) стал B-47B (Модель 450-11-10). Он отличался от B-47A прочностными модификациями, позволившими осуществлять летную эксплуатацию с увеличенным полетным весом, системой дозаправки в воздухе и необходимым оснащением для подкрыльных топливных баков. Позднее серийные самолеты B-47, начиная с 88-й машины, оснащались двигателями J47-GE-23 тягой 2631 кг (5800 фунтов).

Первый из этих самолетов поднялся в воздух 26 апреля 1951 г., и они начали эксплуатироваться ВВС США двумя месяцами позже. Машины основного серийного варианта B-47E (Модель 450-157-35) (было построено более 1600 самолетов в вариантах бомбардировщика и разведывательного самолета) содержали большое количество важных изменений, которые включали усиленное шасси для боевых операций с увеличенным полетным весом, модифицированную носовую часть с выделением объема для системы дозаправки в воздухе, катапультируемые кресла для экипажа, тормозной парашют для уменьшения пробега при посадке.

Хвостовое вооружение было заменено на 20-мм пушки, внутренняя система ускорителей для взлета уступила место сбрасываемому внешнему держателю, способному нести до 33 ракет тягой 454 кг (1000 фунтов) каждая; самолет был оснащен новыми двигателями J47-GE-25 с впрыском воды и с тягой по 3266 кг (7200 фунтов).

Первый B-47E поднялся в воздух 30 января 1953 г. и вскоре после этого поступил в распоряжение стратегической авиации. На вершине своего применения, в 1957 г., 28 средних бомбардировочных крыльев стратегической авиации ВВС США имели на вооружении по 45 машин B-47 каждое, плюс 300 самолетов, развернутых для выполнения других функций, плюс 300, находившихся в резерве. Общее количество машин составило более чем 1800.

Бомбовая атака на малой высоте требовала использования новой для бомбардировщиков техники бомбометания. Она включала быстрый подлет к цели на малой высоте, крутую горку (кабрирование) для входа в полупетлю (бомба сбрасывается перед тем, как самолет займет вертикальное положение) и заключительную полубочку (поворот вокруг продольной оси на 180 градусов) в верхней точке петли. Эта заключительная часть маневра была классическим поворотом «иммельман», обеспечивающим уход самолета от цели на большое расстояние до взрыва бомбы. Крыло самолетов B-47 не было спроектировано для таких маневров или для увеличенного ресурса, что потребовало его усиления и привело к затратам огромных денежных сумм на переделку конструкции крыла и его упрочнение. Самолеты B-47, преобразованные таким образом, стали обозначаться B-47E-II.

Модифицированные в большей степени самолеты B-47B для перевода в стандарт B-47E, плюс с модификациями конструкции крыла, были обозначены B-47B-II. Самолет B-47 в течение 15 лет находился на службе в боевых порядках стратегической авиации. Он по праву занимает почетное место в истории военной авиации, будучи первым в мире турбореактивным бомбардировщиком со стреловидным крылом, строившимся в больших масштабах. Немалый объем серийного производства обусловил появление значительного числа вариантов самолета B-47.

МОДИФИКАЦИИ

B-47B-II обозначение самолетов B-47 после преобразования в усовершенствованный стандарт.

B-47B/CL-52 один самолет B-47B был передан Королевским ВВС Канады, использован для испытаний построенного в Канаде турбореактивного двигателя Оренда Ирокез (Orenda Iroquois).

DB-47B модификация варианта B-47B в самолет управления беспилотными средствами, предназначенная в основном для GB-47E, но также и для других беспилотных самолетов-мишеней.

RB-47B обозначение 24 самолетов B-47B, переоборудованных для воздушной разведки (некоторые обозначались YRB-47B), несущих восемь фотокамер и другое оборудование в специальном отделении бомбового отсека.

TB-47B обозначение 66 стандартных самолетов B-47B, модифицированных для обучения пилотов и штурманов.

YDB-47B один самолет B-47B, переоборудованный для переноса, запуска и управления ракетами Белл GAM-63 Раскал (Bell GAM-63 Rascal).

XB-47D два самолета B-47B, переоборудованные для испытания турбовинтовых двигателей Райт (Wright)

YT49-W-1 один из таких двигателей мощностью 7241 кВт (9710 л.с.) установливался вместо спаренных J47 по каждому борту.

DB-47E обозначение двух преобразованных самолетов B-47E, и двух в общем подобных YDB-47E, также использовавшихся для пуска и испытаний ракет Белл GAM-63.

QB-47E 14 машин B-47E переоборудованных в радиоуправляемые беспилотные самолеты-мишени.

RB-47E важнейший стратегический фоторазведывательный вариант самолета B-47; построено 240 машин; бомбовое снаряжение было заменено оборудованием для ночного фотографирования.

WB-47E 24 самолета B-47E, переоборудованные для эксплуатации в качестве разведчиков погоды.

YB-47F один самолет B-47B, использовавшийся для испытаний системы зонд-конус дозаправки в воздухе.

KB-47G обозначение одного самолета B-47B, оборудованного в качестве танкера для проведения экспериментов по дозаправке в воздухе совместно с самолетом YB-47F.

RB-47H обозначение 32 машин B-47, выпущенных серийно для выполнения задач электронной разведки.

ERB-47H три самолета B-47E, переоборудованных для той же роли, что и самолет RB-47H, но с размещением 5 членов экипажа.

YB-47J обозначение одного стандартного бомбардировщика, переоборудованного в испытательный стенд для новой радиолокационной системы (МА-2) для навигации и бомбометания.

RB-47K дополнительно 15 новых самолетов RB-47E были выпущены под этим обозначеним для разведки погоды.

EB-47L 35 машин B-47E, переоборудованных в 1963 г. для службы в качестве ретрансляционных станций.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТТХ B-47

Год принятия на вооружение1950 (1953)
Размах крыла, м35,35
Длина самолета, м32,55 (32,61)
Площадь крыла, кв.м132,7
Масса, кг – пустого самолета33221 (35867)
Масса, кг – нормальная взлетная48108 (60341)
Масса, кг – максимальная взлетная71241 (104325)
Тип двигателя6 ТРД J47-11 (6 ТРД J47-25)
Тяга, кгс6 х 2360 (6 x 3266)
Максимальная скорость, км/ч965 (978)
Боевой радиус действия, км2500 (3797)
Практический потолок, км13500 (11979)
Экипаж, чел3
 

ФОТОГРАФИИ

Фотографии бомбардировщика B-47 Stratojet

Стратегический средний бомбардировщик B-47Стратегический средний бомбардировщик B-47Стратегический средний бомбардировщик B-47
Стратегический средний бомбардировщик B-47Стратегический средний бомбардировщик B-47Стратегический средний бомбардировщик B-47
Стратегический средний бомбардировщик B-47Стратегический средний бомбардировщик B-47
 
Читайте также:
Сверхзвуковой средний бомбардировщик B-58 Hustler
В марте 1949 г. группа авиационных исследований и развития Военно-воздушных сил США (ARDC) выдала требования на создание сверхзвукового бомбардировщика. После экспертизы остались два проекта: от компании Боинг (Boeing) ...
ДАЛЕЕ
Стратегический бомбардировщик М-50
В 1956 г., после завершения работ по самолету 3М, мясищевцы приступили к созданию сверхзвукового бомбардировщика, названного М-50. Его назначением также должно было стать нанесение ударов по стратегически важным объектам ...
ДАЛЕЕ
Стратегический бомбардировщик 698 Vulcan
Работы над проектом тяжелого самолета - носителя ядерного оружия на фирме Авро начались в 1947 году под руководством главного конструктора Р.Чедика. Министерство авиации Великобритании поставило целый ряд довольно ...
ДАЛЕЕ
Стратегический бомбардировщик Ту-85
Работы по самолету проекта "487", будущему самолету "85" (Ту-85), начались еще в 1948 г. до получения официального задания на самолет подобного класса от ВВС. Этот проект представлял собой ...
ДАЛЕЕ
Средний бомбардировщик Ту-22М
Большой объем работ по проектам "106" и "125", проведенный ОКБ А.Н.Туполева, не дал необходимого результата. Хотя оба проекта конструктивно сильно отличались друг от друга: работы по "106" проводились ...
ДАЛЕЕ
Сверхзвуковой средний бомбардировщик B-58
Стратегический бомбардировщик М-50
Стратегический бомбардировщик 698 Vulcan
Стратегический бомбардировщик Ту-85
Средний бомбардировщик Ту-22М

бомбардировщики, противолодочные, самолеты

Добавить комментарий


*