СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК 698 VULCAN


698_16

Работы над проектом тяжелого самолета – носителя ядерного оружия на фирме Авро начались в 1947 году под руководством главного конструктора Р.Чедика. Министерство авиации Великобритании поставило целый ряд довольно жестких требований к будущей машине. Нужно было обеспечить большую грузоподъемность, большую высоту и дальность полета, высокую дозвуковую скорость. При этом самолет должен был иметь массу не более 45360 кг и взлетать с существующих в империи аэродромов. Конструкторская группа фирмы пришла к выводу, что самолет обычной схемы не сможет вписаться в отведенные весовые нормативы. В связи с этим после тщательного изучения различных схем была выбрана схема самолета с треугольным крылом. Такое крыло обладает большой внутренней емкостью для размещения двигателей, шасси и топливных баков и позволяет максимально снизить сопротивление воздуха, обеспечивает необходимую жесткость конструкции и хорошие взлетно-посадочные характеристики.

Разработка проекта бомбардировщика была закончена к концу 1947 года. До этого ни один самолет с треугольным крылом в воздух не поднимался. С целью получения необходимых экспериментальных данных, кроме продувок в аэродинамической трубе, была организована постройка и полеты летающих моделей разрабатываемой машины в одну треть величины. Окончательные основные размеры бомбардировщика «тип 698″ определились в апреле 1950 года, тогда же было начато строительство первого опытного образца. Это самолет сначала имел силовую установку, состоящую из четырех турбореактивных двигателей Роллс Ройс «Эвон» R.A. 3 с тягой 2950 кгс каждый. Первый полет он совершил 30 августа 1952 года. Позднее двигатели заменили на более мощные фирмы Армстронг-Сиддли «Сапфир» A.S. Sa.6 с тягой 3640 кгс каждый. Вскоре ему присвоили название 698 Vulcan. В 1952 году, не дожидаясь результатов испытаний, Министерство авиации заказало 25 бомбардировщиков этого типа. Год спустя, 3 сентября 1953 года, было проведено первое летное испытание второго прототипа. Он отличался формой воздухозаборников и установкой ТРД Бристоль «Олимп» с тягой 4300 кгс каждый.

Летом 1954 г. этот самолет в одном из полетов при заходе на посадку потерпел аварию. Во время ремонта его частично модернизировали, усилив конструкцию крыла. Так же заменили двигатели. В феврале 1955 года был облетан первый серийный 698 Vulcan Mk1. Но его летные характеристики не в полной мере удовлетворяли заказчика. Поэтому конструкторский коллектив фирмы продолжал совершенствовать машину. Была изменена передняя кромка крыла, установлена система автоматического повышения устойчивости. Двигатели заменены сначала на турбореактивные «Олимп» 102, а потом на «Олимп» 104. Самолет имеет фюзеляж круглого сечения, состоящий из нескольких секций. В носовой расположена гермокабина экипажа. В средней части оборудован бомбоотсек длиной около 8,5 м. В толстой корневой части крыла расположены четыре турбореактивных двигателя. Треугольное крыло обеспечивает хорошие взлетно-посадочные характеристики. Весьма большие плоскости управления с бустерным приводом включают состоящие из нескольких секций элероны, расположенные на внешних частях крыла, и рули высоты, расположенные ближе к фюзеляжу. Первоначальное число заказанных «Вулканов» возросло до 45.

Летом 1957 года первая эскадрилья этих бомбардировщиков заступила на боевое дежурство. По своим тактико-техническим характеристикам 698 Vulcan Mk1 относился к носителям ядерного оружия средней дальности. Он превосходил Ту-16 и B-47, но в отличии от них не имел оборонительного вооружения, что делало его беззащитными от атак истребителей ПВО. Необычная форма английского бомбардировщика, как выяснилось, давало дополнительное преимущество о котором ранее даже не задумывались. Оказалось, что «Вулканы» имеют пониженную радиолокационную заметность для РЛС, что в дальнейшем и было использовано в передовых технологиях самолетостроения.

Практически сразу же начались работы по модернизации бомбардировщика в носитель управляемых ракет. Первый такой самолет, получивший обозначение 698 Vulcan B Mk2, был построен в июле 1958 года. Он получил более удлиненное крыло с увеличенными воздухозаборниками, новые двигатели, усиленное шасси и более совершенное оборудование. Была установлена и система дозаправки самолета топливом в воздухе. Под фюзеляж можно было подвесить одну УР «Блю Стил». С конца 1960 года экипажи 698 Vulcan B Mk2 приступили к несению боевого дежурства. С вводом в строй всех английских ПЛАРБ с «Вулканов» сняли задачи по поражению стратегических объектов в глубине территории Советского Союза, одновременно перенацелив большую часть экипажей на решение оперативно-тактических задач. Для этого была проведена модернизация. В частности, установлена система огибания земной поверхности, что позволило выполнять полеты на сверхмалых высотах. «Блю Стил» с вооружения сняли, оставив свободнопадающие ядерные и обычные бомбы.

Боевую эффективность 698 Vulcan удалось проверить в ходе англо-аргентинского конфликта в 1982 году. Несколько бомбардировщиков, перелетев из метрополии на остров Вознесения в Атлантическом океане, совершили налеты на Порт Стэнли, где их главной целью стали аэродром и аргентинские РЛС. Каждый бомбардировщик мог взять 21 бомбу массой до 450 кг каждая. Полет до цели занимал 15 часов. За это время приходилось делать несколько дозаправок от самолетов-заправщиков «Виктор». Полностью выполнить задачу бывшим стратегическим бомбардировщикам так и не удалось. Видимо это окончательно убедило руководство Министерства авиации в решении снять 698 Vulcan с вооружения, что и было сделано в конце 1982 года. Один бомбардировщик 698 Vulcan принял участие в съемках одной из серий фильма по книге Флеминга о приключениях суперагента 007 Джеймса Бонда. Злоумышленники угнали самолет Королевских ВВС, который должен был совершать тренировочный полет с атомным оружием на борту. К моменту съемок самолет перестал быть секретным оружием и командование позволило отснять боевую машину на авиабазе.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТТХ 698 Vulcan

Год принятия на вооружение1957
Размах крыла, м33,83
Длина самолета, м30,45
Высота самолета, м8,28
Площадь крыла, кв.м368,3
Максимальная взлетная масса, кг90720
Тип двигателя4 Rolls-Royce (Bristol Siddeley) BO1.21 Olympus Mk.301
Тяга нефорсированная, кгс4 х 9070
Максимальная скорость, км/ч1180
Крейсерская скорость, км/ч1130
Практическая дальность, км7640
Боевой радиус действия, км3700
Боевой радиус действия, км – с дозаправкой4630
Боевой радиус действия, км – на малой высоте2780
Практический потолок, км19800
Экипаж, чел5
 

ФОТОГРАФИИ

Фотографии стратегического бомбардировщика 698 Vulcan

Bomber 698 Vulcan. Стратегический бомбардировщик 698 VulcanBomber 698 Vulcan. Стратегический бомбардировщик 698 VulcanBomber 698 Vulcan. Стратегический бомбардировщик 698 Vulcan
Bomber 698 Vulcan. Стратегический бомбардировщик 698 VulcanBomber 698 Vulcan. Стратегический бомбардировщик 698 VulcanBomber 698 Vulcan. Стратегический бомбардировщик 698 Vulcan
Bomber 698 Vulcan. Стратегический бомбардировщик 698 VulcanBomber 698 Vulcan. Стратегический бомбардировщик 698 VulcanBomber 698 Vulcan. Стратегический бомбардировщик 698 Vulcan
Bomber 698 Vulcan. Стратегический бомбардировщик 698 VulcanBomber 698 Vulcan. Стратегический бомбардировщик 698 VulcanBomber 698 Vulcan. Стратегический бомбардировщик 698 Vulcan
Стратегический бомбардировщик 698 VulcanСтратегический бомбардировщик 698 VulcanСтратегический бомбардировщик 698 Vulcan
Стратегический бомбардировщик 698 VulcanСтратегический бомбардировщик 698 Vulcan
 
Читайте также:
Стратегический бомбардировщик М-50
В 1956 г., после завершения работ по самолету 3М, мясищевцы приступили к созданию сверхзвукового бомбардировщика, названного М-50. Его назначением также должно было стать нанесение ударов по стратегически важным объектам ...
ДАЛЕЕ
Стратегический бомбардировщик 3М
К концу 40-х годов с появлением ядерного оружия возникла необходимость в средствах его доставки. В. Мясищев, будучи профессором в МАИ, подал в правительство научно-обоснованное предложение о создании стратегического ...
ДАЛЕЕ
Стратегический бомбардировщик Ту-85
Работы по самолету проекта "487", будущему самолету "85" (Ту-85), начались еще в 1948 г. до получения официального задания на самолет подобного класса от ВВС. Этот проект представлял собой ...
ДАЛЕЕ
Стратегический бомбардировщик Ту-160
Начало работ над новым многорежимным стратегическим авиационным носителем в СССР можно отнести к 1967 году, когда к работам над ним приступили два отечественных авиационных ОКБ: ОКБ П.О. Сухого ...
ДАЛЕЕ
Стратегический бомбардировщик Ту-95
Восьмиместный цельнометаллический свободнонесущий высокоплан с четырьмя ТВД, расположенными в крыльях и трёхстоечным убираемым шасси. Стратегический бомбардировщик. Создан в ОКБ-156, руководимом А.Н. Туполевым. Прототип Ту-95 совершил первый вылет 12 ноября ...
ДАЛЕЕ
Стратегический бомбардировщик М-50
Стратегический бомбардировщик 3М
Стратегический бомбардировщик Ту-85
Стратегический бомбардировщик Ту-160
Стратегический бомбардировщик Ту-95

бомбардировщики, противолодочные, самолеты

Добавить комментарий


*