ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА ПРОЕКТОВ ТМ-200, ТД-200, ТД-200БИС


Торпедный катер проекта ТД-200бис на ходу

В 1942 году филиал ЦКБ-32 НКСП, организованный при заводе №640 в Сосновке на реке Вятка (Кировская обл.), закончили разработку технического проекта 200 (гл. конструктор Л.Л. Ермаш). Проектом предусматривалось создание торпедных катеров с одинаковыми ТТЭ, но с различным материалом корпуса: стальным (ТМ-200) и деревянным (ТД-200). Отличительными особенностями этих проектов, по сравнению с находившимися в серийной постройке торпедными катерами дальнего действия типа Д-3, являлись: вооружение торпедными аппаратами трубчатого типа; установка авторулевого («Янтарь-2»); местное бронирование боевого поста командира и пулеметных установок.

Проект ТМ-200. Строительство катеров проекта ТМ-200 организовали на заводе №341 в Рыбинске. Испытания головного катера, производившиеся в Батуми, выявили невозможность достижения спецификационной скорости хода (удалось достичь скорости только 34,6 уз вместо 38 уз) из-за неудовлетворительного качества сборки корпуса. Катер был принят ВМФ 30 сентября 1944 года. Позднее на серийных катерах в результате доводки винтов наибольшая скорость хода возросла до 37-38 уз.

Недостатки проекта ТМ-200, по сравнению с ТД-200, а также полученными по ленд-лизу иностранными торпедными катерами, привели к быстрому завершению его строительства. Всего в период с 1944 по 1946 год ВМФ получил 24 катера проекта ТМ-200, ставших первыми отечественными серийными торпедными катерами со стальным корпусом.

Проект ТД-200. Постройка этих катеров началась на заводе №5 в Ленинграде только в самом конце войны. Причиной задержки являлась потребность Балтийского флота в максимально возможном количестве торпедных катеров и малых охотников, что обеспечивалось строительством хорошо освоенных в производстве катеров по проектам ТК-Д3 и МО-Д3, соответственно. В результате головной катер проекта ТД-200 вступил в строй лишь 28 июля 1946 года, то есть на два года позднее стального варианта.

Катер при нормальном водоизмещении 43,8 т достиг скорости 38,1 уз. Остальные ТТЭ практически соответствовалипроекту ТМ-200. Исключение составляла замена пулеметных установок МТУ-2 на 2УК.

Ввиду значительной задержки с вводом в строй головного катера проекта ТД-200, серийное производство развернуто не было, так как к тому времени назрела необходимость корректировки проекта.

В 1946 г. катер был переведен на Черное море, где на него установили опытный образец первой в СССР катерной РЛС «Зарница», испытания которой были успешно проведены в течение 1947-48 гг.

Проект ТД-200бис. Корректировка проекта ТД-200 выполнялась ЦКБ-19 в 1946-47 годах (главный конструктор Л.Л. Ермаш). Доработка проекта предусматривала замену американских бензиновых моторов «Паккард» отечественными дизелями М-50, увеличение дальности плавания, снятие глубинных бомб и бронирования. Управление катером, впервые в отечественной практике, было вынесено из ходовой рубки на открытый мостик, с целью улучшения мореходных качеств увеличен развал носовых шпангоутов.

При разработке проекта впервые предусматривалось применение деревянных клееных конструкций. Использование водостойкого клея ВИАМ-Б3 обеспечивало прочность идентичную целому материалу.

Головной катер, построенный заводом №5, вошел в состав ВМФ 22 октября 1947 года. При нормальном водоизмещении 42,3 т он достиг скорости 40,2 уз.

Опыт эксплуатации катеров проекта ТД-200бис выявил недостаточную прочность корпуса, что привело к необходимости проведения специальных мореходных испытаний четырех катеров этого проекта в 1949 году. В ходе испытаний замерялись напряжения и другие параметры, характеризующие прочность корпусных конструкций, что позволило получить необходимые данные для переработки проекта катера.

Дальнейшее строительство катеров велось по проекту 1950 года, а на ранее построенных выполнялись подкрепления. Проектом 1950 года предусматривалось также установка на катере РЛС обнаружения «Зарница» и РЛС опознавания «Факел-М» взамен одной пулеметной установки. На ранее сданных катерах установка РЛС производилась силами ВМФ.

Всего с 1947 по 1952 год завод №5 в Ленинграде построил 168 катеров (в том числе 48 – по проекту 1950 года).

Катера проекта ТД-200бис использовались для проведения различных испытаний. Так, в 1949 году на одном из серийных катеров провели испытания двух ускорителей, установленных на палубе в кормовой части взамен пулеметной установки. Ускорители представляли собой авиационные ракетные двигатели ТР-1. А в 1950 году один из катеров оборудовали носовым подводным крылом конструкции ЦАГИ. Результаты испытаний оказались неудачными. Во время первого выхода катер стал терять устойчивость и заваливаться на борт, что послужило причиной к прекращению дальнейших испытаний и демонтажу крыла.

Проект ТД-200бисТ. В 1953 году ЦКБ-19 разработало проект создания катера управления радиоуправляемым катером-целью, путем переоборудования серийных катеров проекта ТД-200бис. Первоначально для этого предполагалось использование катеров управления проекта 384, создаваемых на основе серийных катеров БМО. Однако недостаточная скорость хода последних привела к решению использовать торпедные катера. Первые катера проекта ТД-200бисТ вступили в состав ВМФ в 1956 году. Всего по этому варианту переоборудовали 10 единиц.

ХАРАКТЕРИСТИКА

Проект ТМ-200Проект ТД-200Проект ТД-200бис*
Год утверждения техпроекта19421948
Число построенных катеров241168
Нормальное водоизмещение, т43,743,844,8
Полное водоизмещение, т46,946,848,1
Длина наибольшая, м23,424,0
Ширина наибольшая по корпусу, м4,03,9
Высота борта на миделе, м2,42,5
Осадка средняя, м1,131,121,14
Скорость хода наибольшая, уз34,338,138,4
Главные двигатели: тип, число х мощность, л.с.бензиновые «Паккард» 3 х 1200дизельные М-50 3 х 1000
Дальность плавания (на скорости, уз), миль488 (9,4)495 (11)805 (13,7)
Автономность, сут.

6

Торпедные аппараты: число х калибр, мм, тип

2 х 533 ТТКА-53

Пулеметы: число установок х число стволов – калибр, мм, тип3 – 12,7 МТУ-23 х 2 – 12,7 2УК2 х 2 – 12,7 УК-Т
Глубинные бомбы: число х тип4 х ББ-1 8 х БМ-1нет
Экипаж, чел.

11

* ТТЭ в соответствии с проектом 1950 г.
 

ФОТОГРАФИИ

ТМ-200, ТД-200, ТД-200бис

 
Торпедный катер проекта 200Торпедный катер проекта ТД-200. Вид на правый бортПроект ТД-200бис
Торпедный катер проекта ТД-200бис на ходуТорпедный катер проекта ТМ-200 на ходуГоловной торпедный катер проекта ТД-200бис на ходу
 
Читайте также:
Ракетный крейсер проекта 1144
Тяжёлый атомный ракетный крейсер "Киров", проект 1144.2 был разработан и построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Корабли этого типа обеспечивают возможность поражения крупных надводных целей и защиту морских соединений ...
ДАЛЕЕ
Ракетный крейсер проекта 1144

корабли, крейсера, россия, ссср

Добавить комментарий


*