АВИАНОСЕЦ «МОСКВА»


Carrier Moscow. Вертолетоносцы класса "Москва"

Вертолетоносцы класса «Москва»

Советские моряки всегда мечтали об авианесущих кораблях. В 30-е годы осуществлению этой мечты мешало политическое руководство страны, которое слышать не хотело о кораблях этого типа. Однако война подтвердила ведущую роль авиации в решении основных задач на море. Половина погибших крупных кораблей была потоплена самолетами. Поэтому в 1953 году проработки по легкому авианосцу были возобновлены, а в 1955 году родился эскизный проект «263» — авианосец на 40 самолетов. Советское кораблестроение в те годы испытывало крутой подъем, и казалось, что строительство кораблей такого класса не за горами. Но вновь вмешалось политическое руководство с беспрецедентным сокращением вооруженных сил, в том числе и флота. Были разрезаны крейсера, готовые к сдаче, и даже вступивший в строй «Адмирал Корнилов». Вопрос об авиационном прикрытии кораблей и конвоев даже у побережья (не говоря о господстве в воздухе) замалчивался, крупные корабли строить перестали, а авианесущие соединения были надолго заклеймены как «орудие агрессии и разбоя»…

С появлением у стран НАТО атомного подводного ракетоносного флота полностью изменился подход к задачам отечественного военно-морского флота: основной упор был сделан на стратегические и ударные подводные лодки — носители ракет, а надводный флот сориентирован преимущественно на противолодочное направление; тогда же постоянную прописку на палубах кораблей начали получать вертолеты.

В начале 60-х годов в рамках создания океанского флота началось проектирование корабля противолодочной обороны дальней зоны с групповым базированием вертолетов. Таких кораблей тогда не было ни в одном из флотов мира. Коллективу конструкторов под руководством А. С. Савичева пришлось отрабатывать с нуля форму корпуса с клиновидным носом, широкой кормой, напоминающей двойной клин, решать вопросы размещения мощного гидроакустического комплекса, аэродинамические проблемы, размещать взлетно-посадочную полосу и ангары. И то что до сих пор вертоле-тоносец смотрится вполне современно, заслуга корабелов, сумевших создать боевой корабль с прицелом на долгие годы.

В состав вооружения, помимо вертолетов, входили новые ракетные системы: двухбалочная пусковая установка для ра-кето-торпед, две спаренные пусковые установки для зенитных ракет, два пятитрубных торпедных аппарата (впоследствии сняты), две реактивные бомбометные установки РБУ-6000.

Имелись и две 57-мм артустановки со скорострельностью в 120 выстрелов в минуту. При уникальности корабля и многих плюсах в компоновке и его характеристиках, артиллерийское вооружение все же было недостаточным и крейсер вряд ли смог бы выдержать артиллерийский бой с крупным кораблем класса эсминца. Тем более что противолодочные ракето-торпеды имели дальность 16 миль, дальность же зенитных ракет составляла около 30 миль, а артустановка стреляла всего лишь на 3,5 мили…

Подпалубный ангар размерами 67Х X 25 м вмещал в себя 14 вертолетов, которые доставлялись на палубу двумя 10-тонными подъемниками. В надстройке имелся и ангар для дежурных вертолетов, там же размещались тягачи.

Первый корабль этого проекта (строительный номер С-701) был заложен в Николаеве на Южном судостроительном заводе (ныне Черноморский) в начале 1963 года, через два года спущен на воду и в мае 1967 года под именем «Москва» вступил в строй Черноморского флота. Главным строителем кораблей этого типа был назначен И. И. Винник, наблюдающими — офицеры В. Ф. Федин и И. С. Платонов.

Через год с небольшим был поднят флаг на однотипном «Ленинграде» и в конце 1967 года на освободившемся стапеле был заложен третий крейсер типа «Москва», который был назван «Киев». В процессе постройки третьего корабля выяснилось, что вертолетов, определенных техническим заданием, недостаточно для решения поставленных задач в полном объеме, площадь полетной палубы оказалась малой. В сильный шторм корабль качало — явно не хватало водоизмещения. Кроме того, в 1967 году произошло еще одно событие, повлиявшее на достройку третьего крейсера проекта «1123». На воздушном параде в Домодедове был показан самолет вертикального взлета и посадки Як-36, после чего возникла идея посадить этот самолет на корабельную палубу. Попытки простым удлинением третьего корабля создать авианосец не удались, «Киев» был разобран, и на его месте в 1970 году заложили новый корабль с таким же названием.

Но перед этим полетная палуба «Москвы» была укреплена, сам корабль модернизирован и 18 ноября 1972 года принял на себя первый самолет вертикального взлета и посадки Як-38. Так на флоте рождалась новая профессия — корабельный летчик.

На флагмане Черноморского флота в свое время выходили в море высшие военные руководители, члены правительства, корабли принимали участие в маневрах «Океан». В 1974 году противолодочный крейсер «Ленинград» под командованием капитана 1-го ранга Ю. А. Гарамова принимал участие в боевом тралении Су-эцкого канала. Тропическая жара, песчаные бури, частые штормы, недостаток пресной воды, мелководные рифы, отсутствие карт минных постановок — все создавало огромные трудности, однако задание было выполнено в сжатые сроки. В 1991 году этот корабль был выведен из боевого состава флота.

ХАРАКТЕРИСТИКА

Москва

Водоизмещение, м19200
Длина, м189
Ширина, м34
Осадка, м8
Cиловая установка
Типн.д.
Количество валовн.д.
Мощность, л.с.100000
Скорость, дальность плавания
Скорость, узл30
Дальность плавания, миль14900
Вооружение4 57-мм орудия ЗИФ-72 10 533-мм торпедных аппаратов 14 вертолетов Ка-25 1 ракетная установка «Вихрь» 4 зенитных установки «Шторм»
Команда, чел800

 

ФОТОГРАФИИ

Вертолетоносца класса «Москва»

 
Carrier Moscow. Вертолетоносцы класса "Москва"Carrier Moscow. Вертолетоносцы класса "Москва"Carrier Moscow. Вертолетоносцы класса "Москва"
Carrier Moscow. Вертолетоносцы класса "Москва"Carrier Moscow. Вертолетоносцы класса "Москва"Carrier Moscow. Вертолетоносцы класса "Москва"
Carrier Moscow. Вертолетоносцы класса "Москва"
 
Читайте также:
Авианосец 1143.7 «Ульяновск»
Тяжёлый авианесущий крейсер пр. 1143.7 "Ульяновск" Проектные работы над первым полноценным авианосцем с ядерной силовой установкой начались в 1973г. разработкой авианосца проекта 1153, который предполагал размещение самолетов запускаемых с ...
ДАЛЕЕ
Авианосец 1143.5 «Кузнецов»
ТАвКр проекта 1143.5 "Адмирал Советского Союза Кузнецов" Тяжёлый авианесущий крейсер, проекта 1143.5, известный на западе как "Кузнецов" класс, "Орёл" класс или как тип 1143.5, был построен на Черноморским судостроительном заводе на ...
ДАЛЕЕ
Авианосец 1143.1…4
ТАвКр поекта 1143.1...4 ТАКР пр. 1143 строились на Черноморском судостроительном заводе в г.Николаев. Четвёртый корабль серии - ТАКР "Баку" (впоследствии переименован в "Адмирал Горшков") иногда выделяют в отдельный класс. Он ...
ДАЛЕЕ
Минобороны РФ открыло виртуальную экскурсию по ракетному крейсеру
Минобороны России открыло на своем сайте виртуальную экскурсию по флагману Тихоокеанского флота ракетному крейсеру «Варяг». Для интернет-пользователей в разделе «Виртуальный музей» предоставлена возможность посмотреть с разных точек один ...
ДАЛЕЕ
Корабль материального обеспечения класса Etna
Судно материальго обеспечения "Etna" (A5326) было построено для ВМФ Италии компанией Fincantieri. После успешных ходовых испытаний в ноябре 1997 корабль был принят на вооружение. Корабли этого класса предназначены ...
ДАЛЕЕ
Авианосец 1143.7 «Ульяновск»
Авианосец 1143.5 «Кузнецов»
Авианосец 1143.1…4
Минобороны РФ открыло виртуальную
Корабль материального обеспечения класса

авианосцы, вертолетоносцы, корабли

Добавить комментарий


*