КРЫЛАТАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА П-70 «АМЕТИСТ»


ametist_01

1 апреля 1959 года вышло Постановление СМ СССР № 363-170 о разработке первой в мире противокорабельной крылатой ракеты с подводным стартом.

В состав разработчиков были включены: ОКБ-52 ГКАТ — головной по ракете; КБ-2 ГКАТ — маршевый и стартовый двигатели; НИИ-6 ГКОТ — топливо для двигателей и боевая часть обычного типа; ЦКБ-34 (главный конструктор Б. Г. Бочков) — стартовые установки для подводных лодок проектов 661 и 670; НИИ-49 (главный конструктор Б. А. Митрофанов) — системы управления ракетой; НИИ-3 (главный конструктор Н. Н. Свиридов) — разработка комплекса гидроакустического вооружения «Рубин», обеспечивавшего обнаружение надводных кораблей и выдачу целеуказания для ракет «Аметист».

Эскизный проект «Аметиста» был закончен в 1959 году. Этап совместных испытаний проходил с марта 1965 года по сентябрь 1966 года Постановлением СМ от 3 июня 1968 года ракетный комплекс «Аметист» был принят на вооружение ВМФ, где ракета «Аметист» получила секретный индекс П-70 и несекретный — 4К66.

Первым носителем ракет «Аметист» должна была стать скоростная атомная подводная лодка проекта 661. Подводная лодка К-162 проекта 661 была заложена в Северодвинске 28 декабря 1963 года. Однако работы по ее достройке и испытаниям затянулись, и она вошла в строй лишь 31 декабря 1969 года. Подводная лодка проекта 661 создавалась для борьбы с авианосными соединениями противника. Скорость длительного подводного хода составляла 37-38 узлов, т. е. она шла быстрее авианосцев и кораблей охранения на 5-7 узлов. Десять ракет «Аметист» находились в контейнерах, размещенных в носовой части подводной лодки побортно вне прочного корпуса, наклонно к горизонту. В дальнейшем от серийной постройки лодок 661 проекта отказались, в первую очередь по той причине, что для выпуска всего боекомплекта требовалось произвести 2 раздельных залпа, интервал между которыми составлял около трех минут, что резко снижало эффективность ракетной атаки. Устранение этого недостатка ( выпуск всех десяти ракет в одном залпе) привели к необходимости коренным образом переделать систему удержания подлодки на стартовой глубине.

Следующее поколение подводных лодок, предназначенных для борьбы с авианосцами, — лодки проекта 670А — строились быстрее. Головная подводная лодка проекта 670А К-43 вступила в строй в 1967 году. Ракетное вооружение ПЛ 670-го проекта – восемь ПКР “Аметист” - располагалось в контейнерных пусковых установках СМ-97, размещенных в передней части корабля вне прочного корпуса под углом 32,5° к горизонту. В типовой боекомплект лодки входили две ракеты, оснащенные ядерными боеприпасами, а также шесть ракет с обычными БЧ. Стрельба ПКР могла выполняться двумя четырехракетными залпами с глубины до 30 м при скорости лодки не более 5,5 узлов и волнении моря до 5 баллов. Всего на заводе «Красное Сормово» было построено 10 лодок проекта 670А. В составе вооружения подводной лодки проекта 670А имелось 8 ракет «Аметист», запускаемых из наклонных расположенных побортно стационарных контейнеров.

Состав П-70 «Аметист»

Ракета «Аметист» была выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имела складное крыло. Старт производился с подводной лодки с глубины до 30 м из предварительно затопленного забортной водой контейнера. Крылья ракеты автоматически раскрывались под водой сразу же после выхода из контейнера. Под водой срабатывали четыре стартовых двигателя и двигатели подводного хода, а после выхода ракеты на поверхность включались четыре стартовых двигателя воздушной траектории, а затем и маршевый двигатель. Полет происходил на высоте 50-60 м с дозвуковой скоростью, что затрудняло перехват ракеты средствами ПВО кораблей противника. «Аметист» проектировался для двух режимов дальности стрельбы: 40-60 км и 80 км. Небольшая дальность полёта позволила осуществлять целеуказание средствами самой лодки.

Ракета оснащалась фугасно-кумулятивной боевой частью 4Г-66 весом около 1000 кг или специальной боевой частью.

Маршевый двигатель 293-П работал на литьевом топливе, а 4 стартовых двигателя подводного хода, 4 стартовых двигателя для воздушной траектории и 2 двигателя отброса — на обычном баллистическом порохе НМФ-2. Маршевый двигатель имел оригинальную двухшашечную схему с тремя боковыми скошенными полуутопленными соплами. Вес литьевого топлива марки ЛТС-2КМ составлял 1040 кг. При стрельбе на дистанцию 40-60 км маршевый двигатель работал около трех минут.

Система управления «Тор» была разработана НИИ-49 Министерства судостроительной промышленности. «Аметист» имел автономную бортовую систему управления, реализованную по принципу «выстрелил и забыл».

В состав системы управления входили: автопилот; радиовысотомер; аналоговая вычислительная машина; радиолокационная головка самонаведения.

Система самонаведения сама выбирала цель из нескольких обнаруженных, основываясь на анализе энергетических характеристик отраженных от целей сигналов и геометрических признаков расположения целей в полученной радиолокационной картине, например место авианосца в авианосном ордере.

Пусковые установки для «Аметиста» были спроектированы ЦКБ-34, в их числе: пусковая установка СМ-101 для плавучего стенда; пусковая установка СМ-107 для переоборудованной опытной подводной лодки проекта 61ЗА; пусковая установка СМ-97 для атомной подводной лодки проекта 661; пусковая установка СМ-97А для атомной подводной лодки проекта 670А.

Изготовление пусковых установок велось на заводе № 232 «Большевик».

Наряду со многими достоинствами ракета «Аметист» обладала и недостатками. В первую очередь — это малая дальность стрельбы, а также недостаточная помехозащищенность и избирательность бортовой системы управления. Кроме того, ракета не была универсальной — пуск производился только с подводной лодки и только в погруженном положении.

Испытания и эксплуатация

Бросковые испытания проводились в августе-сентябре 1960 года. Первый этап летно-конструкторских испытаний включал в себя 10 пусков с притопленного стенда ПСА в Балаклаве. Первый пуск крылатой ракеты комплекса «Аметист» из подводного положения был произведен 24 июня 1961 года. До конца года было выполнено еще два пуска. В 1963-1964 годах на заводе № 444 подводная лодка С-229 была переоборудована по проекту 61ЗАД в носитель ракет «Аметист». В июле-декабре 1964 года с подводной лодки С-229 запущено 6 ракет, из которых 3 имели прямое попадание в цель, а 2 пуска были неудачными.

Этап совместных испытаний проходил на Черном море на подводной лодке проекта 61ЗА с марта 1965 года по сентябрь 1966 года. Всего сделано 13 пусков, испытания прошли «в основном успешно». В октябре-ноябре 1967 года на Северном флоте проводились контрольные летные испытания «Аметиста» с подводной лодки проекта 670А. Всего сделано 10 пусков. Из них 2 — одиночных, 2 — двухракетным залпом и 1 — четырехракетным залпом.

Подводная лодка К-43 с января 1988 года по 1991 год находилась в составе ВМФ Индии, при этом приблизительно год проведя в автономных плаваниях. Все учебные ракетные стрельбы завершились прямым попаданием в цель. 5 января 1991 г. срок аренды лодки истек. Индия прилагала настойчивые усилия для того, чтобы продлить лизинг и даже приобрести однотипную лодку. Однако под давлением США руководство России отказалось от планов продажи подлодок с атомными силовыми установками.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

П-70 «Аметист»

Максимальная дальность стрельбы, км 80
Маршевая скорость полета, км/ч 1160
Маршевая высота полета ракеты, м 60
Длина ракеты, м 7,0
Диаметр корпуса, м 0,55
Стартовая масса ракеты, кг 2900
Боевая часть фугасно-кумулятивная или ядерная
Масса обычной БЧ, кг 1000
Тротиловый эквивалент ядерной БЧ, кт 200

 

ФОТОГРАФИИ

ПКР П-70 «Аметист»

 
Противокорабельная ракета П-70 "Аметист" Противокорабельная ракета П-70 "Аметист" Противокорабельная ракета П-70 "Аметист"
Противокорабельная ракета П-70 "Аметист"
 
Читайте также:
Крылатая противокорабельная ракета П-700 «Гранит»
Универсальный ракетный комплекс "Гранит" с дальней противокорабельной крылатой ракетой П-700 подводно-надводного старта предназначен для поражения авианосных групп НАТО. Головная организация - НПО машиностроения. Главный конструктор - Владимир Челомей (с 1984 г. ...
ДАЛЕЕ
АПЛ Virginia
Ударные АПЛ типа Virginia являются улучшенными многофункциональными атомными подводными лодками с применением технологии "стелс" предназначенными для борьбы с подводными лодками на глубине и для прибрежных операций. Несмотря на ...
ДАЛЕЕ
АПЛ проект 705
Атомные подводные лодки проектов 705, 705К ("Лира") В 1957 г. Советский ВМФ сформулировал требования по 1500-тонной подводной лодке - "перехватчику", способной развивать скорость до 40 узл. Замысел был такой: ...
ДАЛЕЕ
ДПЛ «Кило 636»
Российская подводная лодка класса "Кило" была спроектирована и построена в начале 1980-ых годов ПО "Рубин" в Санкт-Петербурге. Субмарины класса "Кило" предназначены для разведывательных и патрульных целей, т.к. на ...
ДАЛЕЕ
АПЛ проект 667
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667 БДРМ Российский Военно-морской флот имеет семь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 667БДРМ ("Дельфин") вооружённых межконтинентальными баллистическими ракетами. Эти корабли были ...
ДАЛЕЕ
Крылатая противокорабельная ракета П-700
АПЛ Virginia
АПЛ проект 705
ДПЛ «Кило 636»
АПЛ проект 667

ау, корабли

Добавить комментарий


*