АПЛ ПРОЕКТ 941

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 (по НАТОвской терминологии – Typhoon)имеют атомную энергетическую установку и являются самыми большими в мире подводными лодками. Эти корабли являлись одним из самых «почитаемых» на западе оружием времён Холодной войны. Для применения 20 межконтинентальных баллистических ракет с 200 ядерными боеголовками индивидуального наведения им не требуется приближаться к берегам противника – дальность ракет позволяет производить их запуск в собственных базах или контролируемых своим флотом морских районах. Разработка РПКСН проект 941 была начата в декабре 1972 г., а 19 декабря 1973 г. было принято официальное правительственное решение о разработке и строительстве этих кораблей. Всего построено 6 единиц. Строились в г. Северодвинске. Первый из 6-ти РПКСН – ТК-208 вступил в строй в 1981 г., затем ТК-202 в 1983 г., ТК-12 в 1984 г., ТК-13 в 1985 г., ТК-17 в 1987 г. и ТК-20 в 1989 г. Седьмой РПКСН был заложен, но впоследствии строительство было отменено. В настоящее время ТК-12 и ТК-13 находятся в неактивном состоянии. Подводные лодки дислоцируются на базе СФ Лица Губа.
Конструкция АПЛ проекта 941
АПЛ проекта 941 имеют многокорпусную конструкцию – пять внутренних корпусов расположены внутри двух параллельных главных (прочных) корпусов диаметром 7,2 м каждый. Все корпуса соединены переходами. Прочные корпуса расположены параллельно друг другу и симметрично по отношению к диаметральной плоскости. Для снижения шумности используется амортизация агрегатов и механизмов, блочная компоновка оборудования, системы звукоизоляции и звукопоглощающее покрытие. Имеется 19 отсеков, включая удлинённый модуль в котором находится главное помещение управления и отсек с электронным оборудованием, который располагается над главными корпусами позади ракетных шахт.
Конструкция АПЛ проекта 941 позволяет осуществлять подлёдное плавание и проламывать слой льда. Имеются развитые кормовые рули с горизонтальными плоскостями, расположенные после винтов. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части и убираются внутрь корпуса. К выдвижным системам относятся два перископа (один командирский и один для общего использования), радиосекстант, мачта радара, радиосвязи, навигационной системы радиопеленгатора. Они размещены в пределах надстройки. Надстройка имеет усиленную округлую конструкцию для проламывания льда.
Максимальная глубина погружения – 400 м. Скорость достигает 12 узл. в надводном и 25 узл. в подводном положении. Автономность – 120 суток.
Ракетное вооружение
Субмарина проекта 941 оснащена пусковым ракетным комплексом Д-19 и несет 20 межконтинентальных трёхступенчатых твердотопливных ракет РСМ-52 (Р-39), разработки КБ Макеева. Два ряда пусковых ракетных шахт расположены перед надстройкой между прочными корпусами. Каждая ракета несёт разделяющуюся боевую часть с 10-ю боеголовками индивидуального наведения мощностью 100 килотонн каждая. Наведение инерциальное с коррекцией по звёздам. Дальность пуска – 8,300 (по др. данным – до 10000) км вероятное отклонение – 500 м. Масса ракеты – 84 000 кг. Натовское обозначение ракеты SS-N-20 Sturgeon («осетр»).
Торпедное вооружение
РПКСН проекта 941 имеет на вооружении 4 х 650-мм и 2 х 533-мм торпедных аппарата, с общим боезапасом 22 торпеды и противокорабельных ракеты в различных конфигурациях. Торпедный отсек находится вверху носовой части корпуса между внутренними корпусами. Торпедные аппараты могут также использоваться для постановки мин.
Корабельные системы
Имеется гидролокатор для активного/пассивного поиска и атаки с антенной установленной на корпусе под торпедным отсеком. Субмарина оснащенна РЛС обнаружения поверхностных целей работающим в I/J диапазонах.
Средства РЭБ включают систему радиоразведки, оповещении о радиолокационном облучении и пеленгации.
Также имеется система спутниковой связи, включающая два плавающих антенных буя, для приёма радиосигналов, данных целеуказания и кораблевождения с использованием навигационных искусственных спутников, в погружённом состоянии и под ледяным покровом.
Энергетическая установка
Главная энергетическая установка РПКСН проекта 941 состоит из двух водяных атомных реакторов и двух турбозубчатых агрегатов включающих паровую турбину и редуктор. В каждом из двух главных корпусов располагается один реактор и один турбозубчатый агрегат. Мощность каждого атомного реактора водяного типа составляет 190 МВт. Эта энергия приводит в движение две паровые турбины мощностью по 50000 л.с. и четыре турбогенератора мощностью по 3200 КВт. Максимальная скорость хода составляет 25-27 узл. РПКСН проект 941 обладают большей маневренностью и меньшей шумностью по сравнению с РПКСН 1-го и 2-го поколений, несмотря на их большие размеры. Два дизель-генератора по 800 КВт служат как резервные силовые установки. Винты 7-лопастные, с фиксированным шагом. Имеется два поворотных устройства в носу и корме для управления рулями приводимых в движение 750 КВт мотором.
Состояние проета 941
РПКСН проект 941 предусматривалось переоснастить новым пусковым ракетным комплексом вместо Д-19 и новыми баллистическими ракетами Р-39М (РСМ-52В, «Гром», «Барк»?, по натовской классификации – SS-N-28), которые ещё предстояло разработать. В 1992 году головной корабль – ТК-208 был поставлен на капитальный ремонт в ходе которого предполагалось произвести и запланированную ранее замену ракет. Однако разработка задерживалась из-за финансовых и технических проблем. В ноябре 1998г. испытание прототипа ракеты закончилось неудачей, что повлекло за собой приостановку проекта. Такое развитие событий поставило в неопределённое положение судьбу ТК-208 и остальных лодок серии. В то же время финансовые трудности в государстве, приведшие к хроническому недофинансированию флота, оказали влияние и на корабли проект 941 – в СМИ периодически появлялась информация о трудностях с их обеспечением, планах по выведению этих кораблей из состава флота и дальнейшей утилизации, причём сообщения носили очень противоречивый и взаимоисключающий характер.
Также обсуждался проект использования переоборудованных РПКСН (не только проекта 941) для грузовых перевозок по северному морскому пути, что позволило бы использовать этот морской путь круглогодично, а не только в непродолжительный период навигации.
Названия и даты | |||||
Название | Место постройки | Дата закладки | Дата спуска | Вступил в строй | Дальнейшая судьба |
ТК-208 | ПО «Севмаш», г. Северодвинск | 03.03.1977 | 23.09.1980 | 12.12.1981 | В 1992г. поставлена на ремонт, 2001г. – вернулась из ремонта (?) |
ТК-202 | ПО «Севмаш», г. Северодвинск | 10.01.1980 | 26.04.1982 | 28.12.1983 | 1997г. – планировалась заправка топлива, 2000 – начата утилизация (?) |
ТК-12 | ПО «Севмаш», г. Северодвинск | 27.04.1982 | 17.12.1983 | 27.12.1984 | 1997г. – планировалась заправка топлива, выведена в резерв. |
ТК-13 | ПО «Севмаш», г. Северодвинск | 05.01.1984 | 21.02.1985 | 29.12.1985 | 1997г. – прошла капремонт, 2000г. – выведена в резерв. |
ТК-17 | ПО «Севмаш», г. Северодвинск | 24.02.1985 | август 1986 | 06.11.1987 | Находится в боевом составе флота. Намечена к утилизации (?) |
ТК-20 | ПО «Севмаш», г. Северодвинск | 06.01.1987 | июль 1987 | 04.09.1989 | Находится в боевом составе флота. |
ТК-210 | ПО «Севмаш», г. Северодвинск | разобрана на стапеле |
ХАРАКТЕРИСТИКА
Проект 941 | |
Размеры | |
Водоизмещение, т | Надводное – 23200 Полное подводное – 48000 |
Длина, м | 172 |
Ширина, м | 23,3 |
Осадка, м | 11 |
Энергетическая установка | |
Тип | ЯЭУ |
Количество валов | 2 (7-лопастные винты фиксированного шага) |
Мощность | Атомные реакторы водяного типа – 2 х 190 мВт Паровые турбины – 2 х 50000 л.с. Турбогенераторы – 4 х 3200 кВт. Дизельгенераторы – 2 х 800 кВт. |
Скорость, дальность плавания | |
Скорость, узл | Макс. надводного хода – 12 Макс. подводного хода – 25 |
Макс. глубина погружения, м | 400 |
Автономность, сут | 120 |
Вооружение | 20 МБР РСМ-52 (пусквой комплекс Д-19, 20 шахтных ПУ) 4 х 650 мм ТА 2 х 533 мм ТА (20 торпед и ПКР в различных сочетаниях) |
Команда, чел | 160 |
ФОТОГРАФИИ
АПЛ проект 941 | |||
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() |


