ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 12322 «ЗУБР»


Small landing ship ZUBR (POMORNIK). Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 “Зубр”

Для решения десантных задач в морской зоне ВМФ СССР предполагал активно использовать десантные корабли и катера с использованием динамических сил поддержания. Наибольшее распространение получили КВП. Выполненные оценки показали, что использование десантных КВП позволяет увеличить десантодоступность с 17% (традиционные водоизмещающие ДК с носовой аппарелью) до 78% протяженности береговой линии. КВП обладают такими тактическими свойствами, как высокая скорость, амфибийность (способность выходить на необорудованное побережье, преодолевать подводные инженерные сооружения, двигаться по льду и заболоченной местности), повышенная взрывостойкость от ударной волны при подводном взрыве (за счет подъема корпуса над водой), что позволяет им эффективно проводить десантные операции в морских и прибрежных районах. Такими кораблями стали МДКВП проекта 1232, созданные судостроителями объединения «Алмаз», которое проектирует корабли на воздушной подушке с 1955 г. и является продолжателем работ по созданию таких кораблей, проводившихся в России с 1934 г.

Накопленный опыт эксплуатации серийно строившиеся и эксплуатировавшиеся катеров на воздушной подушке «Скат», «Кальмар», «Омар», десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран» позволил ВМФ СССР принять решение о дальнейшем развитии этого направления. Не дожидаясь завершения серии МДКВП «Джейран» уже в 1978 г. ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на проектирование более мощного корабля под шифром «Зубр». Заданием предусматривалось увеличение скорости хода, десантной нагрузки (до 3 основных танков), усиление артиллерийского и радиоэлектронного вооружения.

В разработке проекта 12322 «Зубр» принимали участие главные конструкторы Л.В. Озимов, Ю.М. Мохов и Ю.П. Семенов, наблюдение от ВМФ воглавлял кап. 2 ранга В.А. Литвиненко (позднее его сменил кап. 2 ранга Ю.Н. Богомолов). После завершения проектных работ, в 1983 году на трех заводах («Алмаз» в Ленинграде, «Море» в Феодосии и Хабаровском) начинают строится 4 корабля. В дальнейшем строительство серии продолжали лишь в Ленинграде и Феодосии.

Проект 12322 «Зубр» являетя самым крупным в мире десантным КВП. Он предназначен для транспортировки боевой техники вместе с десантными подразделениями и высадки на необорудованный берег с обеспечением огневого прикрытия. Также корабль может осуществлять транспортировку мин и постановку минных заграждений.

Основной силовой несущей частью корпуса корабля проекта 12322 «Зубр», обеспечивающей прочность и непотопляемость, является понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка двумя продольными переборками разделена на три функциональных объема. В средней части размещен отсек десантируемой техники с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десанта, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования и отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала. На «Зубре» созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.

Первоначальными планами предусматривалась сдача головного «Зубра» флоту в 1985 году. Однако этот корабль, получивший тактический номер МДК-95 и фактически являвшийся опытным, был построен лишь в 1986 году. После продолжительных испытаний он вошел в боевой состав ВМФ только в 1988 году. В результате испытаний в конструкцию серийных кораблей были внесены некоторые коррективы, претерпел изменения состав радиоэлектронного вооружения.

К началу 90-х в составе ВМФ СССР числились 8 «Зубров». На Балтике они базировались в главной базе флота – Балтийске, а на Черноморском флоте – в Донузлаве. После распада СССР и раздела Черноморского флота Украине достались 3 строевых корабля («Краматорськ», U423 «Горлiвка», «Артемiвськ») и 2 недостроенных на верфях в Феодосии, один из которых — «Донецьк» — в июне 1993 года был достроен и введен в состав ВМС Украины. Остальные корабли в море не выходили и числились в резерве.

Активная позиция, занятая российскими, а затем и украинскими внешнеторговыми организациями по продвижению на мировой рынок КВП «Зубр», принесла свои плоды. 24 января 2000 года в Афинах состоялось подписание трехстороннего 200-миллионного контракта с Россией (ГК «Росвооружение», ныне ФГУП «Рособоронэкспорт») и Украиной (ГК «Укрспецэкспорт») на поставку 4 «Зубров» (по 2 единицы каждой стороной) Министерству национальной обороны Греции. Таким образом завершился международный тендер на приобретение Грецией десантных КВП, длившийся с 1998 года.

Офсетная часть контракта предусматривает ремонт турбодвигателей, строительство платформы для транспортировки и обслуживания этих кораблей, а в более далекой перспективе — и строительство кораблей этого класса на верфях Греции.

Первый КВП проекта 12322 «Зубр», успевший послужить нашему флоту на Балтике (МДК-104, год постройки — 1992), прошедший восстановительный ремонт и модернизацию, был спущен на воду 24 октября 2000 года. В ходе модернизации была произведена замена газотурбинных генераторов и воздушной подушки, специально разработанной для работы десантного корабля в условиях повышенной солености южных морей.

После успешных испытаний в Финском заливе, 20 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге ОАО «Cудостроительная фирма «Алмаз» и МО Греции подписали акты завершения приемо-передаточных испытаний и передачи судна в собственность. Kefallonia (остальные новые имена кораблей: Kerkyra, Kakynthos, Ithaki) с тактическим L180 на борту был погружен на специальное транспортное судно и отправлен в Грецию, где 16 января 2001 года осуществил контрольный выход в Эгейское море. В августе 2001 года из Санкт-Петербурга предусмотрена поставка в Грецию еще одного корабля этого проекта.

Первоначально Украина намеревалась передать Греции МДКВП «Горлівка» (зав. №С-303, год постройки — 1991) и «Артемівськ», но из-за большого объема ремонтных работ на втором из них вопрос был решен в пользу достройки МДКВП U421 «Іван Богун» (зав. №С-305), техническая готовность которого на момент подписания контракта составляла 92%. Позднее все его пять газотурбинных двигателей были переосвидетельствованы ПО по выпуску газовых турбин «Заря» в г. Николаев, которое по специальному двустороннему соглашению изготовляет также двигатели и запасные части к ним для двух российских контрактных кораблей.

В середине февраля 2000 года МДКВП «Горлівка» был переведен из Донузлава на ПО «Море» в Феодосию для проведения ремонтно-восстановительных работ. После прохождения испытаний, 8 февраля и 22 марта 2001 года украинские корабли на автономной транспортировочной док-платформе постройки Севастопольского морского завода им. С. Орджоникидзе (проектант ЦКБ «Черноморец») были отправлены в Афины. К этому времени на них, после обучения в Севастопольском военно-морском институте им. П.С. Нахимова, прошли стажировку 36 офицеров и старшин ВМС Греции.

На 44-м салоне изобретений и инноваций «Brussels Eureka-95» десантный корабль проекта 12322 «Зубр» был удостоен бронзовой медали. С 3 по 7 октября 2000 года «Зубр» принимал участие в XI Международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск, ВВС и ВМС «Defendory International’2000» в Афинах.

12 марта 2001 года командование Балтийского флота приняло решение дать «Зубру», поступившему на вооружение еще осенью 1991 года, имя «Мордовия». Шесть лет подряд экипаж этого корабля завоевывал приз командующего флотом по высадке морского десанта, а в 2000 году этот «Зубр» был признан лучшим кораблем своего класса на Балтике.

Кодовое обозначение НАТО - POMORNIK class.

ХАРАКТЕРИСТИКА

МДКВП проект 12322 «Зубр»

ДЕСАНТОВМЕСТИМЕСТЬ

3 танка массой по 50 т каждый, или 10 БМП (БТР), или 8 десантных транспортеров, или 360 десантников с полным снаряжением или 500 человек

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское2 х 30-мм АУ АК-630 (боекомплект 3000 выстр.) с СУО МР-123-02
ЗенитноеПЗРК «Игла-1М» или «Стрела-3М» (4 счетверенные ПУ, боекомплект 32 ракеты) РКЗО «Огонь», в составе: - 2 x 22-трубные ПУ МС-227 - 140-мм НУРС (боекомплект 66/132* выстр.) - СУО ДВУ-3
Минноекомплект съемного устройства для постановки мин (от 20 до 80 шт., в зависимости от типа)
ЭлектронноеРЛС освещения обстановки Система РЭП
Комплекс средств связи
Р-784 в составе: - приемопередатчика КВ; - приемопередатчика СВ-УКВ; - оборудования для сверхскоростной передачи; - автоматической командно-управляющей системы; - приемника службы NAVTEX «Морена-1».
Навигационные средства
- РЛС (2 комплекта); - магнитный и гирокомпасы; - дрейфолаг; - спутниковая навигационная аппаратура; - приемоиндикатор системы «Декка»; - система гиростабилизации; - радиопеленгатор; - визир дневного и ночного видения
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Корпус кораблясварной из легких сплавов
Стандартное водоизмещение, т480
Полное водоизмещение, т550
Длина наибольшая, м56,20/57,30**
Ширина наибольшая, м22,30/25,60**
Высота габаритная, м21,90
Осадка наибольшая (по корпусу), м1,60
Мощность ГЭУ, л.с.3 x 10000 2 x 10000
Движители3 воздушых 4-лопастных реверсивных винта с принудительным управлением шага диаметром 5,5 м с приводом от ГТУ М-70 каждый
Нагнетатели4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м с приводом от 2-х ГТУ М-70
Электроэнергетическая установка4 газотурбогенератора по 100 кВт
Запас топлива, т56
ХОДОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Скорость хода полная, уз60-63***
Скорость хода крейсерская, уз55
Дальность плавания полным ходом, миль300***/1000 миль (без груза)
Автономность, сут.5 (по запасам продовольствия) 1 (с десантом)
Мореходностьвысота волн (3% обеспеченности) – 2,0 м; скорость ветра – 12 м/с
Возможности движения по пересеченной местностивысота заграждения (типа «стена») – 1,6 м; уклон берега – 5°
Экипаж, чел.27-31 (в т.ч. офицеров – 4, мичманов – 7)
* по другим источникам ** по гибкому ограждению на подушке *** с 50% запасом топлива и 130 т груза при температуре окружающей среды 15°С
 

ФОТОГРАФИИ

Проекта 12322 «Зубр»

 
Small landing ship ZUBR (POMORNIK). Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 “Зубр”Small landing ship ZUBR (POMORNIK). Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 “Зубр”Small landing ship ZUBR (POMORNIK). Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 “Зубр”
Small landing ship ZUBR (POMORNIK). Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 “Зубр”Small landing ship ZUBR (POMORNIK). Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 “Зубр”Small landing ship ZUBR (POMORNIK). Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 “Зубр”
Small landing ship ZUBR (POMORNIK). Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 “Зубр”Small landing ship ZUBR (POMORNIK). Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 “Зубр”Small landing ship ZUBR (POMORNIK). Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 “Зубр”
Small landing ship ZUBR (POMORNIK). Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 “Зубр”Small landing ship ZUBR (POMORNIK). Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 “Зубр”Small landing ship ZUBR (POMORNIK). Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 “Зубр”
Small landing ship ZUBR (POMORNIK). Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 “Зубр”Small landing ship ZUBR (POMORNIK). Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 “Зубр”Small landing ship ZUBR (POMORNIK). Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 “Зубр”

 

ВИДЕО

 

 

 
Читайте также:
Ракетный крейсер проекта 1144
Тяжёлый атомный ракетный крейсер "Киров", проект 1144.2 был разработан и построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Корабли этого типа обеспечивают возможность поражения крупных надводных целей и защиту морских соединений ...
ДАЛЕЕ
Торпедные катера проектов ТМ-200, ТД-200, ТД-200бис
В 1942 году филиал ЦКБ-32 НКСП, организованный при заводе №640 в Сосновке на реке Вятка (Кировская обл.), закончили разработку технического проекта 200 (гл. конструктор Л.Л. Ермаш). Проектом предусматривалось создание торпедных ...
ДАЛЕЕ
Пограничные сторожевые суда класса «Kingstone»
Т.к. Канада занимает второе место после России по протяженности береговой линии, то ВМФ требуются корабли способные выполнять функции прибрежного наблюдения, траления мин, инспекционных действий и т.п. Корабли класса ...
ДАЛЕЕ
Ракетный крейсер проекта 1144
Торпедные катера проектов ТМ-200,
Пограничные сторожевые суда класса

катера, корабли, ссср

Добавить комментарий


*